В историческом музее Берлина открылась выставка, посвященная одной из самых одиозных личностей XX века.
В историческом музее Берлина открылась выставка, посвященная одной из самых одиозных личностей XX века. Одно упоминание имени Адольфа Гитлера (а именно он стал центральной фигурой экспозиции) привлекает толпы туристов.
Коллекция как будто предлагает посетителям различные варианты ответов на непростой вопрос: что именно создавало вокруг фюрера ореол зловещего очарования? Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг осмотрел экспонаты.
Ни одна другая историческая выставка в Берлине не вызывала таких ожесточенных споров и щекотливых вопросов, как эта. За последние годы каких экспозиций о Третьем рейхе в Германии только не было — и о вермахте, и о люфтваффе, и о холокосте, и о концлагерях. Но чтобы вот так просто посвятить целую выставку не эпохе, а человеку — Адольфу Гитлеру, такого послевоенный Берлин не знал.
Негласное табу нарушили только теперь. В присутствии десятков камер кураторы скандальной экспозиции волнуются лишь еще больше. Поймут ли верно их намерения сограждане?
Симона Эрпель, историк, куратор выставки: «Нам действительно пришлось найти в себе мужество, чтобы открыть эту выставку. Ведь многих людей Гитлер до сих пор отпугивает неким своим зловещим очарованием. И в этом таится угроза как для нас, так и для посетителей. Нужно не поддаваться этому ощущению. Поэтому вместо того, чтобы вновь предъявлять здесь старую гитлеровскую пропаганду, мы сумели
Фигура представлена разнообразнее некуда — в подарочных прижизненных бюстах и роскошных картинах,
Не забыли даже про первые акварели юного Гитлера, не политика, а художника. Собрано и выставлено, кажется, все: от первых наивных проб пера из далекого австрийского детства до последних секретных экспертиз тела Гитлера, сделанных уже советскими специалистами.
И
Но даже такое название многими в Германии было воспринято с тревогой. С одной стороны, немецкие историки боялись, что против такой музеефикации Гитлера вновь выступит еврейская община.
От иных экспонатов пришлось
Симона Эрпель, историк, куратор выставки: «Я уже работала до этого над несколькими выставками, посвященными эпохе Третьего рейха, эсэсовским тюрьмам, и всегда возникали опасения, что эти экспозиции привлекут неофашистов. И в этот раз опять возник вопрос: а вправе ли мы, к примеру, показывать нацистскую униформу? Но поверьте моему опыту: неофашисты в музеи не ходят!»
Вместо них музей в первый же день экспозиции пришли сотни туристов. К радости ее создателей, они заметили главное.
Йетин Хальбстаат, турист: «Это потрясающая выставка, построенная на контрастах. С одной стороны — нацистская пропаганда, но с другой — нацистские реалии, в основе которых — насилие».
Спокойствие кураторов выставки нарушили лишь немецкие журналисты. Накануне ее открытия в Германии опубликовали итоги свежего опроса на тему: тоскуют ли немцы по Гитлеру? Каждый десятый опрошенный заявил, что стране по сей день не хватает крепкой фюрерской руки. Выходит, опасения историков были не столь напрасны.