Останки 800 солдат, погибших в Великую Отечественную, захоронили на мемориале «Невский пятачок» под Петербургом.
Останки 800 солдат, погибших в Великую Отечественную, захоронили на мемориале «Невский пятачок» под Петербургом. Но по армейским медальонам удалось определить лишь несколько десятков имен. На этом стратегически важном клочке земли погибли тысячи защитников блокадного Ленинграда.
Репортаж корреспондента НТВ Ильи Федосова.
Сколько ежегодно на «Невском пятачке» находят и захоранивают погибших оветских солдат? На этот вопрос обычно отвечают: около тысячи. Эта приблизительная цифра не означает пренебрежительного отношения к памяти каждого погибшего бойца. Это, скорее, особенности места. С момента высадки советских солдат на этот берег в 1941 году здесь никогда не вели точный счет погибшим.
Идея советского командования была, на первый взгляд, разумной: переправиться на левый берег Невы, закрепиться, накопить силы и прорвать кольцо блокады. Но все пошло иначе. Первым подразделениям действительно удалось преодолеть реку и окопаться, но затем немцы сделали то, что и должны были сделать, — огородили место высадки колючей проволокой, минными полями, подтянули тяжелую артиллерию и начали методично перекапывать пятачок снарядами, бомбами и минами.
Отсюда отлично виден и другой берег Невы. Артиллеристы вермахта взяли за ориентиры отдельно стоящие деревья на том берегу и пристреляли каждый квадратный метр. Переполненные лодки и плоты с советскими бойцами и танками разносили в щепки, как только их спускали на воду. Спасал только туман, сильный дождь, а зимой снегопады.
После войны историки подсчитали, что средний срок жизни солдата на «Невском пятачке» не превышал четырех дней. В течение нескольких суток от дивизии оставалось чуть больше сотни человек. Сюда постоянно переправляли солдат и технику. Тем, кто выжил после переправы, приходилось атаковать укрепленные немецкие позиции по несколько раз в сутки.
Известны случаи, когда немецкие пулеметчики сходили с ума, расстреливая бесконечные шеренги атакующих. В паузах между боями немецким солдатам приходилось разбирать завалы из тел, чтобы расчистить сектор обстрела.
Олег Суходымцев, заведующий сектором «Невский пятачок»
Последние несколько лет раскопками на «Невском пятачке» занимаются военнослужащие Западного военного округа. Подразделение так и называется — Отдельный специальный поисковый батальон. Солдаты встают в цепь и просеивают лопатами тонны земли, металлоискатели в данном случае бесполезны.
Владимир Курмашов, командир первой поисковой роты
В 1943 году земля «Невского пятачка» представляла собой мешанину из тел, бревен и неразорвавшихся снарядов. Тогда солдаты не знали, что до наших дней сохранятся только имена тех, кто носил на себе не стальной, а деревянный или эбонитовый личный медальон. Красноармеец Бугряшов хранил листок с личными данными в нержавеющей латунной гильзе. Спустя 68 лет его личные вещи передали его младшей сестре.
Людмила Кузьмина, сестра красноармейца Бугряшова: «От брата остались ложечка, ножечек, медаль, монеты, самое основное — гильзочка, в которой сохранилась записочка».
За три года боев на небольшом участке земли — всего два километра в длину и 800 метров в ширину — погибли около 50 тысяч советских солдат. При этом с хорошо укрепленной немецкой стороны сражения на пятачке оценивались как незначительные бои местного значения.
Прорыв блокады был совершен в другой точке, выше по реке, а маршал Жуков в своих воспоминаниях уделил боям у Невской Дубровки пару абзацев, упомянув только, что «Невский пятачок» сыграл свою роль в отвлечении сил противника. По предварительным подсчетам, чтобы найти и похоронить всех павших здесь бойцов, потребуется еще не менее 15 лет.