Вокзал в Екатеринбурге украсила фреска с изображением… Берии, а оформители называют бывшего главу НКВД эффективным менеджером.
В Екатеринбурге разгорается
Оформлением вокзала занимался Художественный фонд Екатеринбурга. На удивленные вопросы там ответили, что да, это действительно Берия, и что выбор на него пал неслучайно, ибо он — «эффективный менеджер, отвечавший за создание советского ядерного щита». Что этот «менеджер» с не меньшей эффективностью истребил миллионы людей, авторов идеи не смутило.
Корреспондент НТВ Инна Осипова ознакомилась с шедевром.
Кто этот человек с лысиной и в очках? Пассажиры железнодорожного вокзала Екатеринбурга на этот вопрос отвечают не задумываясь, но сразу задают встречный вопрос — а зачем он здесь?
Местный житель: «Ну это же Берия, вы же знаете!»
Недоумение пассажиров понять можно. В нашей стране еще более полувека назад убрали портреты бывшего наркома внутренних дел. А тут прямо на вокзале, в общественном месте — человек, очень похожий на Лаврентия Берия, увековечен в монументальном искусстве, на фреске. Появилась она после реконструкции вокзала.
Не стенах Свердловского вокзала не раз писали и переписывали историю. В советские годы здесь были фрески с изображениями вождей мирового пролетариата, но позже их решили замазать масляной краской. Сейчас на сводах вокзала — вся история Урала от походов Ермака до нынешнего дня.
На фреске, которую посвятили созданию ядерного щита страны, изображено совещание на фоне Белоярской АЭС. Среди участников можно увидеть академика Курчатова, Келдыша и некого человека в маршальской форме, которого некоторые уральцы принимают за Сталина. Но если это лишь догадки — лица не видно, — то Берия очень даже узнаваем. И только в администрации вокзала не видят никакого портретного сходства. Здесь, говорят, писали эпоху в целом, а не конкретные личности.
Оксана Буторова начальник отдела по работе со СМИ Свердловской железной дороги: «Круглые очки, соответствующий типаж. Все, что связано с эпохой, всегда очень стилизовано, поэтому здесь говорить о конкретных личностях, я считаю, не стоит».
А вот в художественном фонде Екатеринбурга, который, собственно, и выступил идеологом настенной живописи на вокзале, не скрывают: сходство вовсе не случайно. Им хотелось изобразить не только
Лариса Смольникова, заместитель генерального директора Екатеринбургского художественного фонда: «Мы стремились к тому, чтобы написать Берию здесь. Да. Почему? В данном случае Берия, Иванов или Васильев — это менеджеры. А Берия — это генеральный менеджер группы по создания атомной бомбы».
О том, что еще делал эффективный менеджер Берия, хорошо помнит Отто Андреевич Збрыковский. Его мать, отца и
Отто Збрыковский: «Столько погибло людей за так. Нас вот трое осталось без матери, без отца».
С точки зрения исторической правды эта фреска также не совсем уместна. Берия курировал создание атомной бомбы в СССР, но к созданию Белоярской АЭС, построенной под Екатеринбургом в
Владимир Жуковский, историк: «Берия на Белоярке не мог быть, потому что его расстреляли уже и сожгли, а пепел развеяли».
У авторов проекта и на это есть ответ: искусство — не учебник по истории.
Лариса Смольникова: «Это — не бухгалтерский отчет, где каждая цифра должна стоять на своем месте. Если бы так писал Рафаэль, если бы так писал Леонардо, мы бы не ездили за тридевять земель, и не восхищались Джокондой, и не думали, куда она смотрит — вверх или вниз, что она делает — улыбается или плачет».
Правозащитники уже потребовали убрать лик Берии, считая неуместным его увековечивание в городе, где в годы репрессий были расстреляны десятки тысяч людей.
Если уж историческая правда не имеет значения, то зачем тогда менять вывеску на вокзале? Как раз недавно станцию «Свердловск пассажирский» официально переименовали в «Екатеринбург пассажирский», вот только буквы пока не успели заменить.