Впервые в истории советской и российской космонавтики Министерство обороны отказалось наградить космонавта-офицера за первый полет звездой Героя.
В России разгорается скандал космического масштаба. Впервые в истории советской и российской космонавтики Министерство обороны отказалось наградить
В Минобороны свое решение объяснили лаконично и сухо: недостаточно оснований. Космонавты же недоумевают: ведь за то же самое звание Героя давали на протяжении 50 лет, начиная с полета Гагарина. И никаких сомнений ни у кого это не вызывало.
Корреспондент НТВ Сергей Холошевский попытался понять, что изменилось.
Юрий Гагарин, Валентина Терешкова — легендарные имена, люди, которыми гордилась и гордится вся страна. Полет в космос всегда считался тяжелой работой, и звезды им давали не просто так. Но, если говорить модным сейчас языком, тренд неожиданно изменился. И теперь в Министерстве обороны полет в космос не считают подвигом.
Максим Сураев ждал своего полета 12 лет, трижды входил в дублирующий экипаж и добился своего, полетев в космос 30 сентября прошлого года. Проведя на орбите 169 суток вместе с американцем Джеффри Уильямсом, Максим принял два американских шаттла, два наших грузовых корабля и выполнил выход в открытый космос.
Выполнив на отлично программу полета, да еще получив травму при посадке, Максим был вправе ожидать высокую государственную награду. За последние 20 лет из 31
Александр Воробьёв,
О, мягко говоря, прохладном отношении военного ведомства к
Роман Романенко, космонавт: «Ситуация эта уже назревала давно. Летая в космосе в прошлом году, мы с товарищами обсуждали этот вопрос, потому что были такие слухи, доходили до нас даже в космосе. Скорее всего, так как задачи в космосе выполняются уже не те, что были несколько десятков лет назад, возможно, уже не будут предоставлять звание Героя России со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Роману Романенко можно сказать повезло: свою звезду он получил благодаря счастливому стечению обстоятельств. Первый раз его представление в Минобороны, так же как и Максиму Сураеву, завернули, но выручил День космонавтики. Тогда, 12 апреля, на прямую связь с орбитой вышел Дмитрий Медведев, а в Звездный городок приехал Владимир Путин.
С одной стороны, понять логику Минобороны можно:
Иосиф Давыдов, в
И это при том, что по большому счету к своему первому полету космонавт готовится всю жизнь.
Роман Романенко, космонавт: «Скорее всего, мысль такая, что мы там, в принципе, отдыхаем, и делать нам совсем нечего, мы просто туда летаем как бы в отпуск. Я думаю, что это неправильно, и не я один так думаю, но и те люди, которые работают с нами на Земле, общаются каждый день, и те люди, которые летят в космос. Старт космического аппарата и посадка — это очень серьезные вещи».
Еще до Максима Сураева в Минобороны отказались награждать орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени командира экипажа Олега Котова за его второй полет, который завершился в июне. Так что речь, скорее всего, идет не о случайности, а о кардинальном пересмотре отношения к работе космонавтов со стороны военного ведомства.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий: «Нынешнее общество не относится с тем пиететом и уважением к космонавтам, летчикам, военным, физикам, как это было в
В Министерстве обороны пока никак не комментируют ситуацию, говорят лишь, что официальный ответ готовится и вскоре будет обнародован. В любом случае окончательное решение о присвоении звания Героя России будет принимать президент.