На Большекаменский военный завод «Звезда», что в Приморском крае, доставили для утилизации атомную подлодку К-431 .
На Большекаменский военный завод «Звезда», что в Приморском крае, доставили для утилизации атомную подлодку
После аварии реакторный отсек залили бетоном. Все эти годы лодка стояла на так называемом длительном хранении. Репортаж корреспондента НТВ Сергея Анцигина.
Гроза вражеских авианосцев, имевший на вооружении восемь крылатых ракет, сегодня больше напоминает
Андрей Рассомахин, генеральный директор Дальневосточного завода «Звезда»: «Фактически никто не мог точно сказать, сколько субмарина пробудет на воде. Она держалась на понтонах, на них же доставлена сюда. Сама она уже не держится на плаву».
Поначалу
Массовый протест был вызван элементарным чувством страха после трагических событий
Все произошло 10 августа 1985 года. В тот день все как один жители поселка Дунай, не отрываясь, смотрели в сторону бухты, где расположены заводские доки. Наблюдали они поистине зловещую картину.
Евгений Азаров, житель поселка Дунай: «Был взрыв, облако серого, даже черного дыма поднималось над заводом».
Никто из местных жителей в эти минуты даже не подозревал о том, что на территории завода среди бела дня произошла радиационная авария на атомной субмарине Тихоокеанского флота. ЧП случилось при замене отработанного ядерного топлива.
Когда перегрузочная команда с помощью плавучего крана поднимала крышку одного из реакторов, вместе с ней по неизвестной причине потянулись так называемые управляющие стержни. В отсеке началась самопроизвольная цепная реакция (деление урана), и в считанные доли секунды прогремел тепловой взрыв. Десять человек, находившиеся в эпицентре, погибли.
Евгений Азаров, житель поселка Дунай: «На схеме видны лодки, обозначен взрыв, цеха определенные. Есть здесь и цех, в котором я работал, обрисована территория, где я непосредственно убирал мусор».
Житель поселка Дунай Евгений Азаров 25 лет назад работал на заводе судосборщиком. На третьи сутки после аварии его в
О катастрофе сотрудники знали, но, как считает Евгений, начальство скрыло от рабочих истинные масштабы трагедии и реальный уровень радиоактивного загрязнения. Страшную правду он узнал спустя несколько лет из воспоминаний военных ликвидаторов, опубликованных в Интернете.
Евгений Азаров, житель поселка Дунай: «Попался мне реферат, я просмотрел и испытал шок. Оказывается, были дозы радиации, превышающие допустимые в тысячи раз. Половина работников страдает онкологией, около трети умерли».
Когда жители Дуная узнали, что аварийную лодку снова собираются поставить у заводского причала, дело едва не дошло до социального взрыва. Однако в самый последний момент от госкорпорации «Росатом», которая выступала заказчиком проекта по утилизации, пришло распоряжение о том, что демонтировать лодку будут не в Дунае, а на заводе «Звезда».
Народные волнения стихли. К концу октября, уверяют специалисты,