Встреча Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева в Екатеринбурге была плодотворной и продемонстрировала растущее доверие друг к другу.
Работа по отмене виз между Россией и Евросоюзом должна быть настоящей, заявил сегодня президент, и слова эти были адресованы аудитории наполовину состоящей из представителей Германии.
Во главе с Ангелой Меркель они приехали в Екатеринбург на межгосударственные консультации. Такие встречи на высшем уровне проходят не в первый раз. Екатеринбургская запомниться тем, что прошла внутри страны и более чем в непринужденной обстановкой: лидеры России и Германии съели осьминога, а еще поговорили о гамбургерах.
Об итогах консультаций — обозреватель НТВ Владимир Кондратьев.
Дом Севастьяновых, красивое отреставрированное правительственное здание в Екатеринбурге, — снова в центре внимания. В прошлом году здесь встречались лидеры БРИК: Бразилии, России, Индии и Китая. На этот раз здесь принимали немецких партнеров. Впрочем, это была не единственная площадка в городе для переговоров и выступлений лидеров, прибывавших в очень хорошем расположении духа.
Несмотря на затянувшийся до половины второго ночи ужин, уже с утра у Медведева с Меркель прошел разговор с представителям и бизнеса. Шесть тысяч германских компаний работает в России. Немцы зарекомендовали себя самыми надежными партнерами, не разбегающимися даже в кризис. И Медведев рассчитывает, прежде всего, на Германию, особенно касаемо планов модернизации России.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Россия хотела бы создавать модернизационные альянсы с Германией, Францией, Италией, другими европейскими государствами, а также с Соединенными Штатами Америки. Обращаю внимание на то, что Германия в этом списке — number one».
Уже 20 миллиардов долларов составляют инвестиции германских компаний в России. Медведев надеется, что они станут вкладывать деньги и в предприятия, до этого считавшиеся стратегическими.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Мы рассчитываем на то, что немецкие структуры примут участие и в модернизации других компаний, интересных им, в том числе и с учетом принятого мной решения о сокращении количества стратегических компаний. Мы вчера во время ужина на эту тему говорили с госпожой федеральным канцлером. Это довольно серьезное решение было — практически в два раза сократить количество таких компаний.
Естественно, компании, которые вышли из списка стратегических, должны будут жить уже по другим законам, в них будет проще осуществлять инвестиции, их проще приватизировать, если это потребуется. Поэтому здесь также, на мой взгляд, открываются дополнительные возможности».
Канцлер Ангела Меркель привезла благую весть: кризис позади. В России ситуация может быть и не столь радужная, тем не менее Медведев доволен восстановлением
От бизнеса — к гражданскому обществу. Форум «Петербургский диалог», объединяющий по 150 представителей с каждой стороны из всех сфер жизни — от политики и экономики до образования и культуры, рождает все новые идеи, дает все новые импульсы сотрудничеству. Лидеры по традиции выступили на заключительном заседании форума. Не обошлось и без шуток.
Виктор Зубков, первый заместитель председателя Правительства РФ: «Я болел за сборную Германии. От души радовался красивой игре и видел, как вы тоже болели от души за свою сборную. И, конечно, если бы не Пауль, ну вы знаете, о ком я говорю, об осьминоге Пауле, то все было бы, наверное, нормально».
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Его собрата мы вчера съели в ресторане».
То, что российский президент явно предпочитает европейскую кухню американскому фастфуду, стало ясно на
Ангела Меркель: «Мы же не в школе находимся, где у вас есть один лучший друг или одна лучшая подруга. Хорошо иметь много друзей. И я могу сказать, что для наших отношений это само собой разумеющийся факт. Мы не отягощены сложностями и хорошо понимаем друг друга».
Дмитрий Медведев: «У нас есть два варианта: или нам втроем сходить гамбургеров съесть, но лучше мы угостим нашего приятеля Барака Обаму
Ангела Меркель: «Может быть, я тот человек, который из нас троих больше всех любит гамбургеры».
Меркель сегодня постоянно обращалась к Медведеву «дорогой Дмитрий». Медведев называл ее «дорогой Ангелой». Но дружба дружбой, объятия объятиями, комплименты комплиментами, но когда речь заходит о проволочках в вопросе отмены виз, Медведев вежливо, но недвусмысленно напоминает, что Россию фактически дискриминируют. Хорошо известно, что граждане десятка стран, включая многие латиноамериканские, могут без всяких виз ездить в Западную Европу.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «И я еще хотел, чтобы наши европейские партнеры, в данном случае даже не Германия, а европейские партнеры в целом, обратили внимание на тот список стран, который, наверное, не всем европейским партнерам известен, с которыми у Евросоюза имеются соглашения о безвизовом общении. Я не хочу ничего комментировать, вы просто посмотрите на него, и вы все поймете. Это все равно как история о членстве России в ВТО. Там есть очень разные страны, точно так же и в этом списке есть очень разные страны».
Ангела Меркель всякий раз при встрече с российским руководством подвергается внутри страны политическому давлению. Мол, она должна ставить вопросы о правах человека, заказных убийствах и тому подобное. Сегодня был вопрос о новом законе, расширяющем полномочия ФСБ и о расследовании убийства Натальи Эстемировой. Медведев, судя по всему, к этим вопросам был готов.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я регулярно получаю доклады от нашего Следственного комитета. Смысл последнего доклада таков, сообщаю просто суть:
Ситуация предельно простая. Но я бы не очень хотел сейчас комментировать те изменения в законодательстве, которые у нас проходят, но раз уж вы об этом сказали, то я хотел бы обратить внимание: это наше внутреннее законодательство, а не международные акты,
Встреча лидеров в Екатеринбурге была плодотворной, она продемонстрировала растущее доверие друг к другу. Меркель заверила, что ее страна примет активное участие в процессах модернизации в России, и пообещала помочь в вопросе виз, поскольку это, мол, вредит самому бизнесу и сотрудничеству. Если все это осуществится, это будет совершенно новое качество отношений двух стран. И шансы на успех в модернизации значительно вырастут.