Если Конституционный суд примет решение, что алименты с предпринимателей нужно рассчитывать с прибыли, то это будет иметь двойной эффект.
Сегодня в Конституционном суде начался процесс, который — для многих это животрепещущая тема — может изменить систему расчета алиментов. Предприниматель из Ейска Липарит Амаякян заинтересовался, почему его обязывают платить алименты с дохода, то есть суммы, полученной от бизнеса до уплаты налогов.
Сам Амаякян рассчитывал алименты, основываясь на прибыли, то есть той сумме, которая остается на руках после всех выплат. Ясно, что она всегда меньше, чем доход. Поэтому счет, предъявленный ему судебными приставами, показался Амаякяну несправедливым.
В тонкости законодательства вникал корреспондент НТВ Илья Федосов.
Доход, прибыль и алименты — три слова, которые постоянно звучали во время сегодняшнего заседания Конституционного суда. Заявитель — житель Ейска, индивидуальный предприниматель, получил от судебных приставов уведомление, что он за три года недоплатил 68 тысяч рублей алиментов.
По словам бизнесмена, он отдавал бывшей супруге положенный процент исходя из тех средств, что оставались у него после уплаты налогов и вложений в развитие бизнеса. А приставы посчитали процент алиментов от всей суммы его дохода.
Липарит Амаякян, предприниматель: «Чем я больше работаю, тем я больше в минусах. И при этом хорошо, что высчитали алименты. Дай бог здоровья, отправили моему сыну, не
Назначенная доплата к алиментам составляла чуть менее двух тысяч рублей в месяц, но Липарит Амаякян решил поступить принципиально и обратился с заявлением в Конституционный суд. Здесь и выяснилось, что независимо от жизненных обстоятельств заявителя и его морального облика, поднятая тема оказалась актуальной. В законодательных актах действительно не нашлось единого и внятного толкования, что такое доход, хотя это понятие довольно часто употребляется.
Дмитрий Петров, автор экспертного заключения по делу, кандидат юридических наук: «Оно там никак не определено, там используется термин „доход“. При этом применительно к различным видам дохода используется одно слово. Ведь там речь идет и о предпринимательской деятельности, и о доходе, который получает акционер. Скажем, это абсолютно разные виды источников».
По мнению эксперта, при расчете суммы алиментов следует брать только тот доход, который предприниматель обратил в свою пользу. Расходы, то есть выплачиваемые налоги и вложения в производство, должны учитываться. Это судебное дело стало редким случаем, когда с позицией заявителя согласились все стороны, в том числе — представители Министерства юстиции и Правительства России.
Михаил Барщевский, полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном суде РФ: «С точки зрения Правительства, с точки зрения Министерства финансов и Минздравсоцразвития, это был неправильный порядок. Когда алименты взыскиваются, исходя из формального дохода, то есть вала, а не исходя из того, что, собственно, плательщик, образно говоря, кладет себе в карман».
В том случае, если Конституционный суд поддержит позицию заявителя, у этого решения будет как минимум двойной эффект. Исчезнет двусмысленность в формулировке понятий «доход» и «прибыль», а, кроме того, в прозрачности бизнеса потенциального алиментщика будут заинтересованы не только фискальные органы, но и бывшие члены его семьи.