В расследовании трагедии на шахте «Распадская» наметился неожиданный поворот.
В расследовании трагедии на шахте «Распадская» наметился неожиданный поворот. Губернатор Кемеровской области заявил, что среди погибших обнаружен человек, который не работал на предприятии и в списках шахтеров не значился. С собой у него было два ножа и моток медной проволоки.
В самой шахте ситуация в буквальном смысле накалилась. Под землей продолжает полыхать огонь, а концентрация метана стала такой, что сегодня принято решение затопить самые проблемные участки.
Значит, что поиски 24 горняков, пропавших без вести, возобновятся не раньше, чем через неделю. Шансов найти их живыми больше нет.
Корреспондент НТВ Андрей Григорьев — с места событий.
Утром из шахты вышло на поверхность последнее отделение горноспасателей. Его командир, Дмитрий Михайлин, рассказывает прессе о том, что сейчас происходит под землей.
Дмитрий Михайлин, командир отделения горноспасателей: «Темно, ничего не видно, все висит, не видно. Выброшенные горные массы породы, угля, проволока, металл — все это скрючено в комок. По таким горным выработкам двигалось наше отделение».
Ситуация обострилась. В горных выработках бушует пожар и концентрация метана зашкаливает. В штабе принимают решение. Спасательную операцию временно свернуть и всех людей эвакуировать.
Павел Плат, главный военный эксперт МЧС РФ: «Горноспасатели работали за пределами возможного риска, но оставлять людей в той ситуации, которая сложилась, мы просто не могли».
Бороться с подземной стихией пока будут без участия людей. Сейчас в отдельные уголки шахты закачивают по специальным шлангам воду, чтобы затушить огонь, насколько это возможно, вытеснить из горных выработок взрывоопасный газ.
Павел Плат, главный военный эксперт МЧС РФ: «Будем подавать хладон, который сегодня доставлен из Москвы и уже находится на шахте, будем запускать вентилятор для того, чтобы этот метан разжижать и вытеснять».
В таком режиме «Распадская» будет работать неделю, только после этого внутрь снова попытаются войти спасатели. Как сделать труд шахтера более безопасным, рассуждают эксперты, способы, кажется, есть.
Анатолий Джигрин, доктор технических наук, директор по научной работе Института горного дела им. А. А. Скочинского: «Мы не боремся с главным злом шахты — это угольная пыль. Метан является детонатором. Цивилизованные страны они давно перешли на „мокрые“ способы борьбы с пылью, то есть ее смывают, занимаются серьезно этой проблемой. Есть специальные устройства, машины. В российских шахтах нормативная база разрешает этот метод».
О причинах двойного взрыва следствие до сих пор ничего не говорит. Сегодня со слов Кемеровского губернатора Тулеева стало известно, что среди погибших был человек, который на «Распадской» уже три года не работал. При нем нашли два ножа, моток медной проволоки. И следствие подозревает, что он проник в шахту, чтобы украсть дорогостоящие металлические детали.
Евгений Кузнецов, заместитель председателя первичной организации независимого профсоюза горнодобытчиков: «Есть очень много таких выработок безнадзорных, где имеются и кабели, и все такое. Как говорится, почва для возделывания весьма большая».
Коллеги и родственники горняков чуть ли не весь день стоят сегодня у дворца культуры шахты «Распадская». Делятся последними новостями, версиями, вспоминают погибших. Большинство жителей здесь связаны с угольной отраслью, трагедия коснулась почти каждого. А завтра — официальный день траура во всем Кузбассе.