На Спасской и Никольской башнях восстановят иконы, замурованные в советские времена и долгие годы считавшиеся утраченными.
Сегодня стало известно, что на башнях Кремля восстановят иконы, замурованные в советские времена и долгие годы считавшиеся утраченными. Образ Спасителя со Спасской башни и Николая Чудотворца с Никольской пропали в
И вот недавно обнаружилось, что изображения на месте. Правда, под толстым слоем штукатурки, который к концу нынешнего лета реставраторы обещают аккуратно снять.
Подробности — у корреспондента НТВ Антона Вольского.
Обе иконы считались утраченными бесследно, а нашлись на главных башнях страны. Казалось бы, что нового можно узнать о самой растиражированной московской достопримечательности — Кремле?
Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Самый неизученный, самый неисследованный памятник в Москве — это Кремль».
Иконы, предположительно написанные в
Сергей Филатов, директор
Пока иконы рассмотреть целиком не удалось, но предположительно — это то, что искали. Икона Спаса Нерукотворного на Спасской башне и
Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Названия Спасская башня и Никольская башня происходят не от того, что там находились иконы. Спасская башня называлась так потому, что от нее вела дорога к храму Спаса Смоленского, который находился ниже собора Василия Блаженного. А Никольская башня была началом пути к храму Николы Старого, который стоял на Никольской улице».
Археологическая находка на Красной площади тянет за собой непростой политический вопрос. Ведь если иконы откроют, то они окажутся под символом богоборчества — рубиновыми звездами.
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД», председатель попечительского совета фонда «Андрей Первозванный»: «А когда вы видели последний раз башни? Но тогда вы там точно не заметили пятиконечных звезд».
Мы проверили — звезды на месте: как на Спасской, так и на Никольской башнях. Это видно и на кадрах, снятых сегодня днем. Быть может, их судьба уже решена, но еще не объявлена? Но тогда это новость не менее важная, чем находка икон.
Впрочем, одними звездами вопрос не исчерпывается. Если иконы откроют, то прямо между ними окажутся незахороненные останки Ленина, а в стене, соединяющей эти две башни, — колумбарий с прахом советских вождей. И то, что еще недавно казалось несовместимым — церковные святыни и коммунистические идеалы, — окажется объединено единым архитектурным ансамблем.