Телекомпания НТВ начинает акцию «Истоки Победы». На специальном поезде корреспонденты проедут по той линии фронта, какой она была в 19421943 годах.
Сегодня телекомпания НТВ начинает акцию «Истоки Победы», которая будет проводиться совместно с «Российскими железными дорогами». На специальном поезде корреспонденты НТВ проедут по той линии фронта, какой она была в
Накануне 9 Мая принято вспоминать о финальных днях войны, когда советская армия и войска союзников триумфально освобождали Европу. Но мы решили рассказать о том, как начинался долгий путь к победе. Отсчитывать его стоит именно с 1942 года, когда немцы были уже разбиты под Москвой, но еще очень сильны, и все попытки опрокинуть их одним ударом оборачивались огромными жертвами. Не удивительно, что после войны об этом времени не слишком любили вспоминать.
Итак, серия первая: в Мурманск отправился корреспондент НТВ Юрий Кучинский.
Эту железную дорогу всю войну интенсивно бомбили, но прервать сообщение с большой землей так и не смогли. Как не смогли и взять ее конечную станцию, зайдя с моря.
Мурманск — важнейший узловой транспортный и транзитный пункт. Петр I, конечно, окно в Европу прорубал южнее, но Балтика зимой замерзает, а здесь Баренцево море, гольфстрим — окно, открытое круглый год. Мурманск для того и создавался — для сообщения с миром — еще во времена Первой мировой войны. А ко Второй так и остался важнейшей целью немцев на севере России.
Северную экипировку все же пришлось подвозить, хотя специально обученные горные егеря и не рассчитывали зимовать в окопах. Военные планы Вермахта предписывали захватить Мурманск в течение месяца. Местные исследователи говорят, офицерам уже приглашения раздавали на праздничный банкет в ресторане «Арктика».
Только североморцев, в отличие от множества других частей Красной армии и флота, врасплох застать не удалось.
Алевтина Дривенко, главный специалист
Превосходство немцев в самолетах на тот момент было четырехкратным, а по количеству боевых кораблей почти десятикратным. Мурманск мобилизует все, что можно.
На обычный гражданский катер, на юте может поместиться зенитная пулеметная установка, а на баке еще одна. Так в начале войны весь гражданский флот поставили под ружье, кроме совсем уж старых суденышек.
Павел Панчин, ветеран Великой Отечественной войны: «Я смеюсь, что у меня все тело сделано из рыбы. Вот я долго поэтому и живу».
Павел Иванович Панчин был принят боцманом на торпедный катер, едва окончив школу юнг, в 18 лет. Та первая лихо заломленная бескозырка краснофлотца, кажется, и теперь определяет настрой
Павел Панчин, ветеран Великой Отечественной войны: «Страшно было с десантом ходить.те, кто постарше меня был, рассказывали: когда идешь на операцию, или на торпедирование, или на обстрел, легче… или под самолетом вот. Наш катер два самолета сбил, тральщик потопил. У нас были винты поврежденные, когда мы высадили десант. Тут нас можно было излупить и все! Но
Десанты моряков в краю, буквально изрытом заливами, реками и озерами, — это, пожалуй, главные сухопутные операции на Севере. Они не прекращались всю войну, по всей линии фронта, намертво вставшей в этих местах по реке Западная Лица. Неожиданные и стремительные высадки, потом по снегу на лыжах и даже оленьих упряжках. Подрыв коммуникаций, трофейное оружие и назад.
Михаил Шлянин, председатель правления мурманского отделения общественной организации ветеранов спецназа «Вымпел»: «В полярной дивизии, которая была укомплектована к осени 1941 года, на трех бойцов была одна винтовка. Остальные вооружены лопатами и штыками. Немцы дали ей прозвище Дикая дивизия».
Сейчас на Западной Лице самый известный военный мемориал Мурманской области.
Долина славы… Это она сейчас так называется, а в
Михаил Шлянин, председатель правления мурманского отделения общественной организации ветеранов спецназа «Вымпел»: «Единственная точка во всей нашей истории, истории Советского Союза, где немцы не смогли пересечь государственную границу СССР».
Не пройдя больше ни шагу по земле и наткнувшись на отчаянную оборону Кольского залива с моря, немцы сделали ставку на «Люфтваффе». Больше бомб, чем Мурманску, по подсчетам историков, досталось только Сталинграду.
Николай Панков, ветеран Великой Отечественной войны: «А мы пацаны тогда еще, ничего не боялись, да еще и не понимали, выбегали смотреть. Бьют зенитки, разрываются снаряды в небе, летят осколки, но мы этого не понимали и не убегали. А Мурманск тогда был весь деревянный, так к концу войны был почти весь сожжен».
Однако порт Мурманска, на защиту которого работала почти вся зенитная артиллерия, разрушить не удалось. Караваны с техникой по
Николай Панков, ветеран Великой Отечественной войны: «Выскочили на палубу все, начали стрелять, „ура“ кричать. В общем, радость была изумительная».
Следующая остановка нашего поезда будет в Пскове. Корреспондент НТВ Александр Калинин расскажет, чем обернулась для города трехлетняя оккупация, как на территории области рождались целые партизанские деревни и как псковские подпольщики помешали бомбардировке Ленинграда. Репортаж выйдет в эфир в среду, 28 апреля.