Новый договор «О сокращении стратегических наступательных вооружений» придет на смену соглашению, заключенному еще во времена СССР.
Новый договор «О сокращении стратегических наступательных вооружений» придет на смену соглашению, заключенному еще во времена СССР Горбачёвым и Бушем, его срок действия истек в прошлом году.
Сегодня Дмитрий Медведев и Барак Обама в Праге подпишут новый документ, согласно которому Россия и США должны за несколько лет сократить число носителей (ракет, подводных лодок и самолетов) до 700 единиц, а ядерных зарядов — до полутора тысяч.
Репортаж обозревателя НТВ Владимира Кондратьева.
Почему Прага? Почему Чехия? Страна не нейтральная, к тому же член НАТО, но Россия, предпочитавшая Киев, не стала возражать. Как считает Дмитрий Медведев место подписания не принципиально, главное, что подписывается. Для Барака Обамы все это имеет особое значение, ведь именно в Праге год назад американский президент провозгласил курс на ядерное разоружение. Как бы желая замкнуть круг, он хотел бы отметиться в Праге снова.
Чешские власти стремятся подчеркнуть исторический характер нового договора — его подпишут в главной архитектурной реликвии страны. Пражский Град — это древнейшая резиденция чешских королей. Недовольны сегодняшним событием только многочисленные туристы, ведь в дни
Прага — спокойный, считающийся безопасным город. Одна тысяча полицейских, непосредственно охраняющих покой и работу президентов, по сравнению с подобными мероприятиями в других странах — это немного. Сообщается о том, что воздушное пространство города охраняют боевые самолеты, в полной готовности пребывают специалисты радиационной, химической и биологической защиты.
Все эти силы в любом случае хорошо маскируются, их практически не видно. Договор «О сокращении стратегических наступательных вооружений» называют третьим, хотя был ратифицирован и выполнен только первый, подписанный еще Джорджем Бушем и Михаилом Горбачёвым в Москве в 1991 году, за три недели до августовского путча.
А потом начался период застоя. Американцы долгие годы препятствовали переговорному процессу, вышли из договора по противоракетной обороне и начали трепать нервы России с установкой своих ПРО в Восточной Европе.
Обама и Медведев смогли
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Такие события нечасто происходят. Предстоящее событие в значительной мере будет определять процессы разоружения, процессы сотрудничества, процессы нераспространения средств массового поражения в ближайшие годы в мире. Это очень важно и для Европы, и для всей нашей планеты».
Критики договора утверждают, что американская сторона все равно сможет беспрепятственно строить и размещать свои радары ПРО. Но ведь тогда Россия имеет право выйти из договора. Нужен ли миротворцу и лауреату Нобелевской премии Обаме такой конфуз? Наверное, нет. Здесь рычаг влияния у России на Соединенные Штаты в вопросах ПРО появляется, и это неплохо.
«Оголенной ракетная мощь России все равно не останется», — заверил Медведев сомневающегося Зюганова, обещая ему в ходе последней встречи в Кремле за чаем привести соответствующие аргументы, предназначенные только для узкого круга посвященных.
Вряд ли Россия стала бы подыгрывать Обаме только за его красивые глаза и речи, не усматривая в этом своей выгоды. Времена, когда СССР и новая Россия покупались на американские обещания, остались в прошлом.
Конечно, договор, который подписывается сегодня, нужно еще ратифицировать в обоих парламентах. Обаме требуется по меньшей мере семь голосов
Новый договор по СНВ отныне будет называться Пражским (по месту подписания). Как знать, может быть, в будущем нынешнее событие будет служить отправной точкой отсчета для коренного перелома в отношениях России с западным миром, а Чехия будет пользоваться заслуженной славой страны — устроительницы этого процесса.
В любом случае чехам стоит задуматься, стоит ли жертвовать этим благородным имиджем в пользу тех сомнительных выгод, которые способно принести размещение на территории страны