Сегодняшняя трагедия стала первым в истории московского метро двойным терактом.
Московским метро ежедневно пользуются около девяти миллионов человек — это подавляющее большинство жителей. Они спускаются в подземку через 180 станций, у каждой из которых по несколько выходов. Оставаясь одним из самых уязвимых объектов в плане безопасности, метро уже несколько раз становилось целью террористов.
Первый теракт произошел еще в 1977 году, и с тех пор метро взрывали еще шесть раз. До сих пор крупнейшим по числу жертв был взрыв между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» в
Хронологию сегодняшнего утра восстановил корреспондент НТВ Сергей Морозов.
Не позже 7:30 утра по московскому времени смертницы входят в метро на конечной станции
Дальше непонятно. От
Вторая террористка, помоложе, едет с легкой бомбой
Но вот что непонятно: между взрывами 40 минут, ехать от одной станции до другой — минут 10. Что она делала все это время? После того, как поезд застрял на «Лубянке», террористка могла передвигаться только в ограниченном секторе, а подъезжает к станции она вообще с «Фрунзенской».
По одной версии, вторая бомба должна была взорваться на соседней станции — «Октябрьской» (где штаб МВД). Но террористки просто заблудились в метро, потому что никогда не бывали в Москве.
Транспортная система столицы всегда работала на пределе, а когда вышли из строя две станции метро, начались перегрузки во всей системе. Это видно по кадрам, сделанным на станции «Парк культуры» кольцевой линии сразу после взрыва и на переходе станции «Комсомольская» той же ветки метро.
Поняв, что в метро — перебои, люди пытались выбраться с площади трех вокзалов наземным транспортом. Таксисты быстро сообразили, что к чему, и подняли тарифы в десяток раз.
Дамир, водитель: «Такая работа в такси —
Корреспондент: «А ты как ездишь?»
Дамир: «Я работаю по тарифу, я — официальное такси. Но если человек платит, почему бы не поехать? люди сами дают».
Подобные эпизоды сегодня осудил сам патриарх Кирилл, сказавший, что в момент бедствия нужна солидарность, а не рвачество.
Кирилл, патриарх Московский и всея Руси: «Только что мне сказали о том, что таксисты в несколько раз увеличили цены за проезд только потому, что люди не могли пользоваться метро. Я хочу сказать этим людям: эти деньги не пойдут вам впрок, верните их, совершите на них добрые дела. Всякое желание приобрести на горе другого оборачивается горем для такого человека».
По маршруту остановленных поездов метро городские власти пустили 131 автобус, но наземный транспорт стоял в пробках на Садовом и третьем кольце. Так что многие предпочли добираться пешком.
Запертыми на несколько часов оказались посетители рынка «Лужники». Милиция оцепила район и не выпускала людей ни на автобусах, ни пешком.
Мужчина: «Я вот встретился, забрал сумку. Случайно тут оказался. Стою уже два часа, не могу выйти отсюда».
Женщина: «Я тут застряла. Они в ни метро меня не пускают, ни в „Лужники“! Я из Калуги приехала за товаром, просто деньги зря потратила».
Взорванные поезда метро оставались на станциях до середины дня — здесь работали следователи. Они установили, что в бомбах сходная взрывчатка — гексоген, и похожие элементы поражения — прутки арматуры и болты. Так что речь идет о двух эпизодах одной атаки.
Юрий Чайка, генеральный прокурор РФ: «Я считаю, что у нас есть все основания объединить дело в одно производство, чтобы усилить и акцентировать внимание на этих следственных действиях. Буквально в 10:30 я провел совещание, заслушал доклад о ходе расследования».
У следственной группы есть видеозаписи обоих терактов: в вагонах велось видеонаблюдение. Теперь есть точные портреты террористок — они ехали с открытыми лицами. Московские власти убеждали следователей закончить работу до вечернего часа пик, но поезда пошли не в 3 и не в 4, а только в 5 вечера. Во второй половине дня восстановилась и мобильная телефонная связь, обрушенная абонентами сразу после терактов.