Более 400 несовершеннолетних россиян были вывезены за границу незаконно. Об этом заявила детский омбудсмен Анна Кузнецова. При этом почти полсотни детей были обнаружены в иракском Мосуле, куда их увезли родители, попавшие под влияние пропаганды ИГИЛ (запрещенной в РФ группировки ред.). На днях удалось вернуть едва не погибшего мальчика на родину, в Чечню.
Билалу Тагирову четыре года, два из них мальчик провел в Сирии и Ираке. Пока он не узнаёт маму. Из Чечни Билала увез отец. Родным сказал: на Украину, куда на самом деле, стало понятно из ролика в Интернете.
Залиха Ашаханова, мама Билала: «15 июля я случайно получила это видео в рассылке в WhatsApp. Сразу же узнала своего сына на видео, снятом в Ираке иракскими войсками».
На кадрах с той записи видны руины Мосула, оставленные боевиками. Иракские военные спрашивают мальчика, что за флаг он видит. Это знамя Ирака. Откусывая яблоко, мальчик отвечает: «Вражеский». Отец Билала Хасан служил террористам. Он на записи с руками за спиной.
В Чечню ребенка вернул Зияд Сабсаби — представитель республики при президенте России. Мальчика он нашел в одном из иракских приютов. После увиденного даже взрослый мужчина едва сдерживает эмоции.
Зияд Сабсаби, полномочный представитель Чеченской Республики при президенте РФ: «К сожалению, он содержался в самых худших условиях. В таких условиях держат людей, которые невозможно описать и выносить. С ним были и другие наши мальчики».
В освобожденном Мосуле обнаружились почти полсотни детей, говорящих
Нергиз Гасанова чуть не потеряла двух внучек. Четырехлетнюю Хадижат и двухлетнюю Севиль ее сын увез в Турцию, чтобы дальше отправиться в Сирию.
Сколько российских детей было увезено на территории, находящиеся под властью радикального ислама, точно сказать невозможно. Не все семьи, предполагая, куда их родственники отправились с малышами, заявляют о пропаже. И не все следы таких исчезновений возможно отследить.
Неделю назад в московском Шереметьево приземлился самолет с шестилетней Лизой Ухановой. Мама со своим новым возлюбленным везли девочку в Сирию. Турецкие власти успели задержать их на границе. Радикальный ислам увлекает не только жителей мусульманских республик. Мама Лизы и ее новый ухажер — уроженцы Саратова. Обратить в ислам они пытались и девочку.
Сергей Уханов, папа Лизы: «Сейчас вот у моего ребенка в сумке юбка до пола и футболка одна. И как сказала моя дочка: „Хиджаб
Лизу удалось вернуть благодаря активным действиям родного отца. А возвращения Хиджат и Севиль в родной Дагестан добилась бабушка. Она уговорила сына добровольно вернуть девочек — это уникальный случай.
Нергиз Гасанова: «Я рада, мы свою внучку встретили. Волнуюсь, радость такая. Я благодарна всем людям, которые мне помогли».
Но счастливых встреч пока единицы. За границей государства, с которым невозможно договориться, остаются десятки, а может, и сотни детей, плененные верой родителей.