До сих пор в распоряжении Мюнхенской прокуратуры были лишь архивные материалы, подтверждающие вину Демьянюка. И вот теперь в деле, возможно, появился живой свидетель.
Новость, которая может серьезно повлиять на один из самых громких судебных процессов мира. До сих пор в распоряжении Мюнхенской прокуратуры были лишь архивные материалы, подтверждающие вину Ивана Демьянюка — бывшего надзирателя концлагеря Собибор. Но подсудимого опознал бывший узник концлагеря
Репортаж корреспондента НТВ Николая Захарова.
К встрече с Алексеем Вайценом мы подготовились — взяли с собой фото Ивана Демьянюка времен его службы надзирателем и снимок сегодняшних дней. И вот на фотографии Алексей Вайцен сразу же опознал надсмотрщика лагеря смерти Собибор.
Алексей Вайцен: «Вот этот был в лагере».
Корреспондент: «Вы точно узнаёте, что это он?»
Алексей Вайцен: «Конечно. Я его видел в лагере. Он сопровождал людей в лес на работу. Потом я видел второй раз — тоже в лесу, когда он уже уходил».
Алексей Вайцен в 19 лет ушел на фронт, но через год попал в плен. Его доставили в Собибор — лагерь, где в день убивали сотни тысяч евреев, свезенных со всей Европы. О том, что происходило за колючей проволокой и в чем виноват Иван Демьянюк, бывший узник готов рассказать немецкому правосудию.
Алексей Вайцен: «Я все время был за то, чтобы его наказали».
Корреспондент: «А как его нужно наказать? Какого наказания он заслуживает?»
Алексей Вайцен: «Он заслуживает смертной казни. Больше ничего. За все беды, которые он наделал людям, это только смертная казнь,
О том, что именно в Рязани живет единственный россиянин — уцелевший узник концлагеря, узнавший Ивана Демьянюка, стало известно благодаря старшему помощнику областного прокурора Дмитрию Плоткину. Он в свободное от работы время пишет для местных газет исторические очерки. Очередной был посвящен восстанию в концлагере Собибор. Единственный случай, когда в 1943 году безоружным заключенным удалось ликвидировать охрану и убежать. В их числе был и Алексей Вайцен.
Дмитрий Плоткин, старший помощник прокурора Рязанской области: «Он 65 лет эту историю забывал и старался никому ее не рассказывать. Он хранил это в себе, и даже родные не все знали. По словам внука, полную историю Собибора — от начала до конца — он рассказал только в 2005 году».
Ивана Демьянюка сейчас судят в Мюнхене за пособничество в убийстве почти 30 тысяч евреев. По версии следствия, Демьянюк с 1942 по 1943 год работал надзирателем в лагере смерти. Там он конвоировал на казнь в газовые камеры тысячи заключенных.
После войны он уехал в Америку и несколько раз представал перед судом по обвинению в помощи фашистам. Но доказать это прокурорам не удавалось. Сам Демьянюк, естественно, все отрицал, и не было живых свидетелей. Ведь для тех, кто видел Демьянюка в лагере, эта встреча была последней в жизни. И вот теперь в деле, возможно, появился новый свидетель.
Но непосредственно на заседании суда новый свидетель, вероятно, не выступит. Поездка в Германию и обратно — слишком тяжелое испытание для