Жителей Тольятти ждут на вагоностроительном заводе в Ленинградской области. Это пилотный проект по обеспечению безработных граждан жильем и работой.
Тихвин готовится принять гостей. Уже через несколько месяцев в Ленинградскую область должны прибыть первые из нескольких сотен семей, участвующих в пилотном проекте «Переезд». Невиданная по своим масштабам программа, подобных которой не было с советских времен, должна помочь в приобретении жилья оставшимся без работы россиянам.
Для этого в Тихвине откроют вагоностроительный завод. Переселять планируют из так называемых проблемных регионов со сложной экономической обстановкой. Это Алтай, Нижний Тагил и Тольятти. Тем временем непосредственные участники проекта эту инициативу встретили без энтузиазма.
Почему программа не радует ни тихвинцев, ни тольяттинцев, разбирался корреспондент НТВ Виктор Черногуз.
Наконец, работница АвтоВАЗа Алексейчук находит тот самый Тихвин. Судя по карте, вокруг болота, до федеральных трасс далеко. В общем, глушь.
Вера Алексейчук, работница АвтоВАЗа, член профкома: «Конечно, перспективы у людей очень интересные. У нас будет быстрее добраться самолетом до Москвы, чем с Тихвина доехать до Питера».
Работать таким, как Алексейчук, предлагают здесь. Специалисты уже могут разглядеть в недостроенных коробах цехов самое современное в Европе вагоностроительное производство.
Реализация всего проекта обойдется в фантастический миллиард долларов. Здесь многое поражает размахом: размер промплощадки сравним с территорией всего Тихвина. Только один из цехов занимает 12 гектаров.
В России провинциальный Тихвин известен, прежде всего, как духовный центр. Здесь находится знаменитый Успенский мужской монастырь. В нем хранится одна из главных православных святынь — Тихвинская икона Божьей матери, поклониться которой в город каждый год приезжают тысячи верующих.
Возможно, как раз
Павел Коновалов, житель Тихвина: «Много мелких предприятий»: «У нас очень много мелких предприятий. Они занимаются тем, чем
Семья Забродиных — типичные вазовцы. На конвейере работают больше десяти лет. И понятно: для них разница, что собирать, машины или вагоны, не так велика. Дело в другом. Тольятти — это
Александра Забродина, работница главного конвейера АвтоВАЗа: «Собрали чемоданы с насиженных мест и должны ехать к черту на куличики. Неизвестно, будет ли у ребенка там детсад и школа. Почему нас туда зазывают? Где сами жильцы находятся? Они сбежали в такие города, как Тольятти, Москва? А нас хотят поменять местами».
Всего на заводе в Ленобласти нужно 3500 специалистов. Предполагается, что около трети из них приедут в Тихвин из моногородов, Тольятти в их числе. Но сейчас, по неофициальным данным, подано меньше 200 резюме.
Александр Караванский, председатель Комитета по труду и занятости Ленинградской области: «Я считаю, такой целесообразности нет. Более того, мои сотрудники Тихвинского центра занятости связывались с коллегами из Самарской области, но радужных перспектив людям не предлагали. К нам никто не обращался из Самарской области».
В Тихвин будущих переселенцев завлекают обещанием решить квартирный вопрос. В городе сейчас строиться несколько микрорайонов общей площадью в 170 тысяч квадратных метров. Государство обещает помочь с покупкой жилья.
Кроме того, есть и безжалостные экономические показатели. АвтоВАЗ сейчас нерентабелен, а значит, его сотрудников неизбежно будут сокращать. В условиях безработицы конвейер провинциального Тихвина, возможно, станет более привлекательным. До конца года планируется перевезти в Ленобласть около 500 человек. Первые переселенцы могут появиться в Тихвине уже через несколько месяцев.