Бывшие узники фашистских концлагерей из Польши потребовали компенсаций от германской железнодорожной компании «Дойче бан», которую считают преемницей гитлеровской «Рейхсбан».
Сегодня бывшие узники фашистских концлагерей из Польши потребовали компенсаций от германской железнодорожной компании «Дойче бан», которую считают преемницей гитлеровской «Рейхсбан». Известно, что в годы Второй мировой перевозчик солидно заработал на транспортировке военнопленных и депортируемых.
Деньги за проезд, как уверяют некоторые историки, брали с самих узников, распродавая их имущество. Момент для подачи иска выбран подходящий — «Дойче бан» как раз собирается начать пассажирские перевозки в Польше. По мнению бывших заключенных, прежде чем извлекать доходы, должен расплатиться по старым долгам.
Корреспондент НТВ Андрей Шилов передает из Варшавы.
Бывшая узница нацистского концлагеря Барбара Мекке редко ходит в аптеку сама: недавно перенесла инсульт. Приходится нанимать сиделку, но на каждый день денег не хватит.
Барбара Мекке, бывший узник нацистского концлагеря: «Мы все очень пожилые люди, у нас расшатано здоровье, нам нужны лекарства, медицинская помощь и опека. Фонд помощи очень нужен».
Бывших узников концлагерей в Польше осталось 7 тысяч. Они получают спецпособие, а в начале
Станислав Залевский, глава Союза бывших узников гитлеровских тюрем и концлагерей: «Юридических оснований для этой просьбы нет. Но я считаю, что АО „Немецкие железные дороги“ несет моральную ответственность и обязано
«Рейхсбан» — государственная железная дорога при Гитлере — заработала на перевозках узников. Суммы за проезд брали из награбленного имущества, но ту прибыль никто до сих пор не подсчитывал. Сегодняшний «Дойче бан» (Deutsche Bahn) — государственные железные дороги — переадресовал польскую просьбу правительству ФРГ, сказав, что уже вносил деньги на помощь.
«АО „Немецкие железные дороги“ занимается критическим изучением истории железных дорог в
На Центральном вокзале в Варшаве пока нет рекламы немецкого железнодорожного перевозчика, но вполне возможно, скоро будет. С января Евросоюз либерализовал рынок перевозок на континенте, и для крупнейшей компании «Дойче бан» Польша — привлекательный рынок. Но представить надпись «Варшава — Краков немецким поездом» полякам невозможно без воспоминаний о войне. Освенцим там совсем рядом.
Но речь идет не о юридической, а о моральной ответственности, не компенсации, а гуманитарной помощи, причем не только полякам, а всем пострадавшим.
Дариуш Паблось, глава Фонда
Доходы нацистских железных дорог от перевозки узников первыми подсчитали как раз немецкие активисты — минимум 445 миллионов евро сегодняшними деньгами. Но и они говорят не о компенсации, а об ответственности и об имидже, то есть взывают к репутации.
Рюдигер Минов, представитель организации «Поезд памяти»: «Не могу представить, чтоб международная общественность промолчала, если „ Дойче бан“ в год своего
Придется ли обсуждать вопрос на государственном уровне? По крайней мере, представители Польши к переговорам готовы.