В Музее архитектуры имени Щусева показали Москву, какую еще многие помнят, но какую уже никто никогда не увидит.
Сегодня в Музее архитектуры имени Щусева показали Москву, какую еще многие помнят, но какую уже никто никогда не увидит. У фотовыставки, о которой речь, — говорящее название: «Москва
Этим бременем, по мнению авторов экспозиции, стали сносы исторических зданий, постоянные реконструкции, слишком плотная застройка,
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный сравнил пейзажи недавнего прошлого и настоящего.
Невольными участниками этой выставки является все и всё вокруг: спешащий по своим делам москвичи и гости столицы, с трудом пробирающиеся через нечищеные дороги машины и даже человек с отбойным молотком на соседней стройке. Но все это существует в левой, современной части кадра.
И мало кто вспомнит, что в другой, правой, части есть «параллельная нереальность». Что церковь Николая Чудотворца на площади Тверской заставы
Последняя фраза — почти цитата из
Наталья Самовер, координатор общественного движения «Архнадзор»: «Посмотрите, как изменилась центральная часть, а как башня изменилась. Какая уродливая, ужасная вспученная мансарда возникла на нем. Это сделано для того, чтобы увеличить полезную площадь. Если раньше это было здание, где только велась торговля, то теперь там значительная часть офисов».
Координатор «Архнадзора» Наталья Самовер произносит слова «эррозия облика Москвы», перемещаясь по картонному полу на фоне стен из битого кирпича и чем попало закрытых оконных проемов. Старая и новая Москва фотовстречаются символично — в
Еще один знаковый московский пейзаж: церковь
Наталья Самовер, координатор общественного движения «Архнадзор: „У нас довольно строгое и довольно хорошее законодательство, оно защищает памятники. Но коммерческий интерес превозмогает все, поэтому придуманы формулировки, позволяющие ловко обходить эти запреты“».
Николай Малинин, архитектурный критик: «Для меня это болезненная выставка и большое личное расстройство».
Архитектурный критик Николай Малинин сразу предупреждает: он не краевед и не спаситель старой Москвы. Наоборот, он пишет только о современном зодчестве. Недавно даже книгу издал «100 лучших зданий Москвы за последние 15 лет». Говорит, что после всего увиденного на выставке «Бремя перемен» утешает его только одно: из его «золотой сотни» на кадрах нашлось всего два дома.
Николай Малинин, архитектурный критик: «Если бы старое уходило под давлением яркого, авангардного, нового, если бы это было как в
Но ведь планируют и строят люди известные, небесталанные, в глянцевых журналах про них пишут. Может, заказчики не дают разыграться?
Николай Малинин, архитектурный критик: «Дело не в заказчике. Сама система не позволяет архитектору мыслить спокойно. Он находится в русле откатов бесконечных и всех этих сюжетов, которые определяют архитектурную политику в Москве, Они все хотят как лучше, они все коренные москвичи, они учились в хороших институтах, у них у всех были прекрасные учителя. Все хотят, да только не получается ни у кого. И мы видим полное поражение современной московской архитектуры на фоне старого города».
Тут и правда, где победитель, где побежденный, не сразу разглядишь. Только если тщательно приглядеться. Даже на морозе.