Несколько дней назад Вячеслава Тихонова доставили в ЦКБ в тяжелом состоянии. Врачи срочно прооперировали актера, но спасти так и не смогли.
Сегодня не стало Вячеслава Тихонова. Несколько дней назад актера доставили в Центральную клиническую больницу в тяжелом состоянии, срочно прооперировали, но спасти так и не смогли. В феврале ему должно было исполниться 82…
В каждой из полусотни сыгранных им картин Тихонов продемонстрировал то, что сделало его одним из самых любимых в стране драматических артистов — умение несколько минут держать крупный план, одним лишь взглядом, без слов, передавая содержание сцены. Сдержанность, благородство и скромность стали теми качествами, которые отличали и его героев, и его самого.
Репортаж корреспондента НТВ Григория Гривенного.
Вячеслав Тихонов: «Живем мы, не думая о них, не готовимся. Они нас догоняют вдруг. И ты думаешь: Господи, неужели, неужели уже вот такая круглая дата. Но что делать?»
Накануне его
Дебют — 1948 год, «Молодая гвардия». Фильм Герасимова по роману Фадеева в самом названии нес подтекст. С экрана прямо в народную память смело шагнул целый отряд молодых звезд: Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Сергей Бондарчук и, конечно же, Вячеслав Тихонов.
Спустя годы, когда он рассказывал знакомым, что во ВГИК не взяли, потому что провалили экзамен по актерскому мастерству, ему никто не верил. Но это было так, и были слезы в коридоре. Именно в тот момент советский кинематограф как никогда был близок к провалу. Сколько фильмов спас от этого провала сжалившийся над Тихоновым профессор Бибиков, можно подсчитать, просто открыв фильмографию актера.
Роль тракториста Матвея Морозова в картине Ростоцкого «Дело было в Пенькове» Вячеслав Тихонов потом назовет своей лучшей работой в кино. «А как же Штирлиц?» — недоуменно переспрашивали его. « А что Штрилиц? — отвечал он. — Там от меня ничего особенного не требовалось. Только надо было убрать
Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, и вправду с виду никак не супермен. Может быть, поэтому во время демонстрации «Семнадцати мгновений весны» улицы советских городов буквально вымирали. Все сидели у экранов, ожидая, как наш человек с нордическим характером, снова одурачит Мюллера или Шелленберга.
За него радовались, как очередной победе сборной СССР на чемпионате мира по хоккею, и всей страной хватались за валидол после одной только фразы в адрес главного героя: «А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться!»
Ну и, конечно, обаяние тихоновского героя. Нет, не профессиональное, а то, от которого во время сцены свидания Штирлица женская аудитория рыдала, а мужская выходила покурить.
Элеонора Шашкова, заслуженная артистка России: «Вячеслав Васильевич сел около камеры, посмотрел мне в глаза. Я в него влюбилась. И как актрисе это мне помогло, потому что мы должны очень верить в то, что мы делаем».
То, что происходило после премьеры, можно было описать словами «истерика», «массовое помешательство». Но даже после ошеломительного успеха его Штирлица Тихонова никто не мог назвать актером одной роли. Ведь был и Андрей Болконский в «Войне и мире», и учитель Илья Семёнович в «Доживем до понедельника». И много других ролей, после которых фамилия Тихонов в титрах очередного фильма становилась уже даже не знаком качества, а символом непременного успеха картины.
Последние годы он жил в основном на даче и практически не снимался. Говорил «плохих ролей играть не хочу, а хороших не предлагают». В этом тоже — человек, который всей своей жизнью в кино заслужил то, о чем поется в песне из фильма, который навсегда «попросил остаться» Вячеслава Тихонова в истории.