В мастерских Русского музея приступили к реставрации античных скульптур из Летнего сада.
Сегодня в аллеях летнего сада в Петербурге необычно пусто. Из парка исчезли
Репортаж корреспондента НТВ Николая Булкина.
За всю историю Летнего сада это самая масштабная реставрация. Она будет длиться три года, после чего Летний сад предстанет отчасти в новом облике.
Аллеи Летнего сада опустели. Вся коллекция скульптуры впервые оказалась в мастерских. Подсобные помещения Инженерного замка, где работают реставраторы, теперь как античные залы.
Под давление пара разница сразу видна. Итальянскому мрамору возвращают былую роскошь. Подчас простой зубной щеткой. Специалисты очищают скульптуры от загрязнений, а потом накладывают слой за слоем мастику, заполняя трещины и неровности.
Алексей Баруздин, реставратор: «Ты понимаешь, что ты делаешь свой вклад в историю и притрагиваешься к вещам, многие из которых заказывал сам Пётр».
Композиции XVIII века с большими утратами восстанавливают с хирургической точностью. Скульптура Вакха со временем оказалась без главного — грозди винограда в руке. Композиция «Сатурн» покрылась трещинами. А у юноши, олицетворяющего «Полдень», на спине обнаружили дырки. Теперь реставраторы гадают: может, у скульптуры изначально были крылья?
Треск в мастерской — это лазерная коррекция. Специалист в белом халате лечит камень от черного грибка.
Олег Иванов, реставратор: «Здесь идет очень щадящий режим, не повреждающий поверхность камня».
Губительным для мрамора оказался даже липовый сок, который попадал с деревьев Летнего сада на скульптуры. К тому же 300 лет под открытым небом в сложном климате
Иван Карлов, заместитель директора по хранению и реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея: «Мрамор, к сожалению, умер, переродился, деструктирован. 300 лет это тот срок, который даже удивление вызывает».
Теперь подлинные скульптуры останутся в Инженерном замке с видом на Летний сад. Специалисты сделают копии. Технология следующая: формы подлинных скульптур покрывают слоем силикона. Потом его снимают и получается полая заготовка. Туда заливают итальянскую мраморную крошку с полиэфирной смолой. Так создается копия, которую не отличишь от оригинала.
В Летнем саду за время реставрации еще вылечат деревья, отреставрируют решетки оград, а археологи после раскопок определят, каким Летний сад был при Петре I. Поэтому, несмотря на то, что в саду после реставрации появятся копии скульптур, сам сад вернет себе исторический облик петровских времен.