Вниманию посетителей выставки сакральные тексты Торы, высеченные золотом слова Корана, вытканная на коврах арабскую вязь, древнерусское письмо и прочие умные изящества.
Сегодня в павильонах столичного центра «Сокольники» показали рукописи, в которые принято не вчитываться, а всматриваться. На Международную выставку каллиграфии привезли образцы живописного почерка из 30 с лишним стран.
Это как раз тот случай, когда «как» не менее важно, чем «что». Созерцать предлагается сакральные тексты Торы, высеченные золотом слова Корана, вытканную на коврах арабскую вязь, древнерусское письмо и прочие умные изящества.
Корреспондент НТВ Сергей Морозов загляделся.
Во времена, когда буквы создаются нажатием клавиши, виртуозная каллиграфия особенно поражает. И то, что представлено на выставке, — это работы по особому случаю. Здесь и суры Корана, исполненные летящим почерком иранского мастера Каболи, и священный свиток мезуза на древнееврейском (самый большой в мире). Он демонстрируется в свернутом виде, именно потому что священный.
Авраам Борщевский,
Прямо на выставке международные мастера каллиграфии проводят
Массимо Полелло,
Национальный союз каллиграфов России возник всего год назад, и возглавляет его Петр Чобитько. Он создал единственную в мире рукописную Конституцию России, так что любое изменение в тексте Конституции — для него потенциальный новый заказ.
Из священных для любого россиянина текстов в рукописном виде существует не только Конституция, но и гимн страны. Его для России оформляла Барбара Кальцолари, дизайнер индустрии мод и автомобилей. Она не взялась писать сам текст, потому что к кириллице нужен особый подход, зато сделала шапку текста.
Барбара Кальцолари,
Особняком как всегда стоят японская и китайская каллиграфия. Вот где раздолье — вместо десятков букв тут десятки тысяч иероглифов!
Интересно сравнивать западную каллиграфию с гораздо более древней восточной, где, как правило, движение идет справа налево или сверху вниз. Теоретически это дает совершенно иное представление о композиции и вообще другой взгляд на мир.
И чем слабее каллиграфический канон, тем дальше уходит каллиграфия от самой себя. Если древнееврейская буква должна быть написана только тушью и без малейших трещинок, то другие буквы сплетаются в орнамент, вписываются в живопись, появляются на тарелках, на платьях… В общем, на этой выставке можно найти что угодно.