Из-за отсутствия на МАКСе-2009 «Русских витязей» внимание зрителей приковано к другим пилотажным группам.
В больнице умерла женщина, на дом которой упал истребитель «Русских витязей». В той же катастрофе погиб ведущий пилотажной группы Игорь Ткаченко.
В их отсутствие внимание гостей МАКСа, а сегодня первый день, когда в Жуковский пускали всех желающих, приковано к другим пилотажным группам. В первую очередь к «Соколам России».
Созданные на базе Липецкого центра боевого применения ВВС, они — любимое детище Александра Харчевского — прославленного аса, ветерана нескольких военных конфликтов.
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг передает из Жуковского.
Это только приезжие в Липецке, увидев такую битву над городом, вздрагивают: может, война началась? Но местные успокаивают: это всего лишь авиашоу, выступает пилотажная группа «Соколы России». И не только в России, но во всем мире ничего подобного нет.
На
Александр Гостев, член пилотажной группы «Соколы России»: «Здесь никуда не денешься. Воздушный бой предусматривает пилотирование на режимах гораздо более серьезных, чем пилотирование в сомкнутом строю. Перегрузки близки к предельным, скорости практически те же».
А вот их соседи на МАКСе — «Патруль де Франс», итальянцы из «Фречче Триколоре». Они себе тихонько гарцуют в воздухе на легких машинах, заточенных специально для пилотажа. Российские же «Соколы» под руководством
Александр Харчевский, командир пилотажной группы «Соколы России»: «Как только они начинают пилотаж, это „Соколы России“. До этого все, что они делают, это боевые летчики».
Во всей боевой авиации страны едва ли найдется фигура более колоритная, чем Александр Харчевский. Это он почти 20 лет назад выпестовал «Соколов России». Сейчас на седьмом десятке, но все равно семикратные перегрузки. А в то же время руководство элитным Липецким авиацентром, звание
Александр Харчевский, командир пилотажной группы «Соколы России»: «Ботинок Владимира Владимировича попал между педалью и бортом».
Репетиция аэробики в небе, которая проходит на земле, они называют «пеший полет». Так просчитывается на взлетке каждый градус крена и каждую секунду. Это и есть их максимальная погрешность.
Их записи расходятся на дисках не хуже боевиков. Чтобы достичь такой зрелищности в небе, как на МАКСе, летчикам приходится буквально ужимать театр военных действий. Ведь настоящий воздушный бой — это радиус в десятки километров. А здесь выходит разойтись на два с половиной. Расстояние между машинами и того меньше —
«Соколы» — в небе, а Харчевский на земле оценивает со стороны работу подопечных. О том, чтобы попасть сюда, в святую святых боевой авиации, в летных училищах мечтает каждый второй. Харчевский отбирает каждого сотого.
Александр Харчевский, командир пилотажной группы «Соколы России»: «Самые трудные времена, когда у нас не хватало керосина злополучного, когда мы летали очень редко. И поэтому подбор был индивидуальный, подход был индивидуальный».
Всего через 5 лет — не реальный срок для обычной военной части — они становятся ведущими летчиками России. Тысячи зрителей убеждаются в этом здесь, в Жуковском. Это лучше, чем на войне.