На высочайшей горе Европы началось возведение убежища, где в случае непогоды смогут укрыться туристы.
На высочайшей горе Европы началось возведение убежища, где в случае непогоды смогут укрыться туристы. К строительству присоединилась и съемочная группа НТВ. В течение нескольких недель журналисты готовились к подъему и, наконец, совершили восхождение на Эльбрус. Корреспондент НТВ Юрий Кучинский доставил к строительной площадке инструменты.
Одно из многих имен Эльбруса — балкарское
Сергей Веденин, спасатель эльбрусской
По
Но сегодня мало кто готов потратить весь отпуск на то, чтобы один раз подняться на вершину. Каждый день на Эльбрус пытаются взойти десятки, а то и сотни людей, не готовых ни физически, ни морально.
Анастасия Тырсикова, инструктор: «Одно из самых мудрых и сложных решений в альпинизме — это пойти вниз, повернуть. Другими словами, как только портится погода или ухудшается состояние, нужно идти вниз».
Три года назад на Эльбрус отправилась группа из 12 человек, и лишь один из них принял мудрое решение, адекватно оценив свои силы и погоду, — развернулся на середине пути. Остальные попали в туман и замерзли насмерть. Много людей гибнет на Эльбрусе.
В альпинистском сообществе родился проект спасательной хижины на седловине двуглавой горы. Это одно из самых опасных мест, но попадают сюда все, кто поднимается на Эльбрус, — через седловину ведут тропы к обеим его вершинам. Высота 5300 метров над уровнем моря — уже очень серьезное испытание для организма. А если оказаться здесь в штормовую погоду, выжить без укрытия практически невозможно. Хотя даже сами строители настойчиво предупреждают: гораздо важнее то, что скрывается под другим куполом.
Дмитрий Гурьянов, автор идеи строительства спасательной хижины на Эльбрусе: «Я сейчас скажу ужасную вещь. Мне кажется, что наличие хижины не повлияет на количество летальных исходов. Если человек вышел в непогоду, он сам виноват».
Запорошенная снегом палатка, вмерзшие в сугробы вещи. Четверо участников экспедиции не успели спуститься до того, как туча накрыла седловину. Ждать хотя бы маленького окна в сплошной пурге им пришлось почти 5 дней. Все это время каждые 2 часа палатку приходилось откапывать
Проспишь вахту — сугроб накроет с верхом и похоронит всех, кто внутри. Обычные туристы, идущие на Эльбрус, палатки на седловину не берут вообще, это лишний груз, ведь ночевок здесь вроде бы не предусмотрено. Только погоде не прикажешь.
Альпинист: «Ночью температура опускается до минус
Пока готовился проект хижины и вся эта экспедиция, наступил кризис. Некоторые спонсоры разорились, некоторые сократили объем своей помощи. Вышло так, что работать строителям придется буквально за идею и еду.
Бюджета не хватило даже на то, чтобы оплатить им дорогу в Приэльбрусье. Но главное — под вопросом остается вертолет, который должен доставить материалы наверх. Без него замысел может оказаться неподъемным даже для людей, которые долго готовились к этой работе.
Теперь становится понятно, что «цветочки» закончились. Даже сами инструменты, которые приходится нести наверх, говорят о том, что началась настоящая каторга.