Грандиозной комсомольской стройке 70-х исполняется 35 лет. Отряды добровольцев приезжали на БАМ со всей страны. Туда непрерывным потоком шли эшелоны с людьми и стройматериалами. Дорогу прокладывали через горные хребты и районы вечной мерзлоты.
Сегодня бамовцам есть что вспомнить. На юбилейные торжества в Тынду съехались те, кто начинал стройку. Из столицы БАМа — репортаж специального корреспондента НТВ Владимира Кобякова.
На этот вокзал юбилейный поезд с востока БАМа приходит в ту же минуту, что и поезд с запада. В вагонах те, кто начинал строить магистраль.
Столицей БАМа называют Тынду. Здесь, на перроне, сразу перекличка стройотрядовцев, как и 35 лет назад. Танцевать начинают прямо на вокзале, не дожидаясь концертов и торжественных приемов.
Строитель БАМа: «Мы по национальности бамовцы. И отрываться будем целый день. По полной программе».
Байкало-Амурскую железную дорогу строили еще в 30-х, но тогда это ограничилось отдельными ветками от Транссиба. Основательно аббревиатуру БАМ вспомнили в 74-м, о магистрали в марте упомянул Брежнев, а уже в апреле из Кремлевского дворца съездов стройотряды провожали в Сибирь и на Дальний Восток.
БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Здесь должны были возвести 200 новых железнодорожных станций и более 50 городов и поселков.
У каждого участка БАМа и нового поселка были свои шефы. Тынду строили комсомольцы из Москвы, Северобайкальск — ленинградцы, Улькан — стройотряды из Азербайджана, Алонку — молдаване, таджики — поселок Салони. И так все четыре тысячи 300 километров.
Валентина Алексеевна в 74-м сюда ехала за туманом и за запахом тайги. Но успела заработать с мужем и на машину, и на квартиру себе и детям. Теперь со стройотрядовцами, с которыми вместе строила Тынду, вспоминает песни молодости. Валентина Алексеевна 35 лет назад мечтала сюда приехать. Теперь мечтает уехать отсюда и увезти с собой детей.
Валентина Луканова, ветеран Байкало-Амурской магистрали: «Если вот честно, у меня уже 11 лет стоят много коробок упакованных. Я так к переезду готовлюсь. Я начинаю об этом разговор, а мне младший сын все время говорит: мама, ты еще 12 лет будешь собираться».
В 70-х писали, что по обе стороны от БАМа зарыта вся таблица Менделеева. Вдоль дороги должны были появиться горнодобывающие комбинаты, а по магистрали — пойти поезда с медью, молибденом, ураном, золотом. Но за 35 лет предприятия так и не появились, а по БАМу долгое время было просто нечего возить, основные потоки идут по Транссибу.
Для одних БАМ остается до сих пор большим стратегическим проектом, для других БАМ — это одна из самых крупных экономических ошибок советской эпохи. Байкало-Амурскую магистраль сейчас нельзя назвать абсолютно убыточной, считают в РЖД, но на модернизацию этой дороги надо еще более двухсот миллиардов рублей.
Владимир Якунин, президент ОАО «Российские железные дороги»: Да, тяжелый период. С 90-х годов, по сути дела, все остановилось. Но за последние четыре года объем перевозки по БАМу возрос на 82%.
БАМ, который будет соответствовать современным требованиям и заработает на полную мощность, обещают построить к 2030 году. К тому времени бывшие комсомольцы-стройотрядовцы уже смогут отметить 55-летний юбилей этой дороги.