Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил иск трех организаций, которым авиаперевозчик задолжал за топливо и лизинг самолетов.
Сегодня «КрасЭйр» официально стала банкротом. Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил иск трех организаций, которым перевозчик задолжал за топливо и лизинг самолетов.
Полеты авиакомпании прекратились еще в прошлом году. Этому предшествовали многочисленные задержки рейсов — тысячи пассажиров проводили дни в аэропортах, и забастовки персонала, которому по нескольку месяцев не платили зарплату.
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг разобрался, что произошло с одной из успешнейших авиакомпаний страны.
Старый слоган лопнувшего «КрасЭйра» (KrasAir) «Авиакомпания современной России» сегодня обрел новое звучание — в современной России негосударственный авиаперевозчик может обанкротиться самым естественным образом.
Денис Пашков, министр промышленности и энергетики Правительства Красноярского края: «Имущество компании будет распродано на открытых торгах, а сама компания ликвидирована. Средства, полученные от реализации имущества, пойдут на выплату долга „КрасЭйр“, в том числе на погашение задолженности перед коллективом».
Теперь и не верится, что еще
Будущее «КрасЭйра» казалось настолько безоблачным, что даже крупнейший зарубежный игрок, немецкая «Люфтганза» (Lufthansa), ради столь важного партнера сменила порт приписки с Шереметьево на Домодедово. По проекту двух авиагигантов — «Эйр Юниона» и «Старальянса» — лучший аэропорт страны в скором будущем должен был превратиться и в крупнейший российский авиаузел. Но будущее оказалось куда прозаичнее.
Пассажир в Домодедово, сентябрь 2008 года: «Почему мы заложники здесь, в своей стране!»
В заложниках у «КрасЭйра» в прошлом году по всей России оказались тысячи пассажиров, застрявшие на многие часы и дни у стоек регистрации и в залах ожидания. В ожидании рейсов, которые «КрасЭйр» так и не произвел. У казалось бы процветавшей компании вдруг просто кончились деньги. После месяцев смирения обслуживать ее в долг российские аэропорты перестали.
Но тучи вокруг «КрасЭйра» сгустились вовсе не
В декабрь 2007 года цена авиационного топлива составляла 20 тысяч рублей за тонну. Чистая прибыль «КрасЭйра» в этом году — чуть больше миллиона рублей. Прошло всего полгода и в июне 2008 года стоимость керосина взлетает до заоблачных 36140 рублей, и вот уже к концу года чистые убытки компании превышают три миллиарда рублей.
И это притом, что основу авиапарка перевозчика
Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»: «Проблема была в том, что еще до того, как начался стремительный, кратный рост цен на авиатопливо, авиакомпания уже накопила достаточно большой объем задолженности. И в том числе, это были и просроченные кредиты».
Как показали проверки, «КрасЭйр» два года подряд работал в убыток. Между тем его руководство — братья Борис и Александр Абрамовичи — львиную долю оборота, невзирая на и без того миллиардные долги, выводило в новые авиапроекты: в российский «Скай Экспресс» и в венгерскую «Малев» (Malev).
Светлана Мироненко, стюардесса: «Вы уведомляетесь в том, что Вы будете уволены по сокращению численности штатов».
Жертвами рухнувшей к прошлой осени долговой пирамиды стали не только пассажиры «КрасЭйра», потерявшие время, деньги и нервы, но и сотни его сотрудников. Знакомые со нравами своего руководства, пилоты отказывались совершать последние рейсы, пока им не выплатят многомесячные долги по зарплате. Стюардессы «Красэйра», больше того, объявили голодовку.
Светлана Мироненко, стюардесса: «Были у нас и нервные срывы, и сердечные приступы. Дружный такой, ответственный, грамотный коллектив — и все люди ушли просто в никуда».
Для бывших сотрудников разорившегося предприятия сегодняшнее судебное решение не более чем пустая формальность. О том, что «Эйр Юниону» уже не летать, им стало ясно еще год назад.
На базе