Рядом с кавказским селом случается жуткая кровавая история. В речке беззаботно купается подросток. На «Приоре» подъезжает его ровесник. Здоровается, но купающийся не отвечает продолжает плескаться в воде. Обиженный паренёк на берегу достаёт из машины табельный «Макаров». Несколько раз стреляет.
Через пару дней собираются аксакалы с двух сторон. Семья стрелявшего мальчишки настаивает на его невиновности, мол, убитый не ответил на «салам» и тем самым нанёс тяжелое оскорбление.
Тут на разбор дела приезжает мой знакомый старик, знаток адатов — горских законов. Он авторитетно сообщает собравшимся, что по адатам человек имеет законное право не отвечать на приветствие в нескольких случаях: если сидит за обеденным столом или, например, обнажённым моется в бане либо купается в реке.
Вина стрелявшего подростка была установлена. Семья не могла не согласиться с авторитетным экспертом по адатам и выплатила пострадавшей стороне дият — крупную материальную компенсацию.
Я уже давно занимаюсь изучением древним обычаем равного возмездия, когда «око за око и зуб за зуб». У итальянцев это вендетта, у дагестанских горцев — канлыят, у арабов — кисас.
Прошедшим летом мы почти месяц жили в домах на скалах. Ели хинкал рядом с облаками. И я заметил, что в последнее время дагестанцы все чаще в разрешении споров обращаются не к экспертам по адатам, а к богословам, специалистам по законам шариата. Так было и в
Что чаще всего приводит к кровной мести? Распри
В рамках проекта «