Конфликт на юго-востоке Украины станет и одной из главных тем на предстоящем саммите НАТО, который уже завтра стартует в Варшаве. Кроме того, обсудят Brexit, борьбу с терроризмом и отношения с Москвой. Встреча проходит как раз после масштабных учений НАТО в Восточной Европе. По ее итогам возле российских границ могут быть развернуты новые базы альянса.
Польша на месяц отгородилась от внешнего мира. Затруднено движение на границе с Россией. Пограничный контроль ввели внутри Шенгенской зоны. Каждый четвертый польский полицейский так или иначе охраняет сейчас этот Национальный стадион Варшавы, чтобы, как выразились некоторые эксперты,
Варшава встречает высоких гостей. Сюда приедут около 4 тысяч участников саммита. С размахом и помпой обставлен визит Барака Обамы. Главный вдохновитель и проводник политики Североатлантического альянса в мире намерен сконцентрироваться на Афганистане, чтобы партнеры по НАТО продолжили участвовать в кампании и скинулись на ее продолжение.
Еще одним заметным ньюсмейкером саммита может стать Пётр Порошенко, если ему все же дадут деньги и оружие, которые президент Украины едет просить у стран НАТО. А пока саммит не начался, рекордсменом по громким заявлениям в Варшаве остается министр обороны Польши.
Антони Мачеревич, министр обороны Польши: «Агрессивная природа Российской Федерации является фактом, а не пропагандой. Это реальный факт. Именно поэтому НАТО принимает меры защиты. Они достаточны, чтобы защитить нашу территорию. С момента их реализации мы можем забыть о страхе».
Никто не скрывает, что градус напряженности отношений России и НАТО может резко возрасти после того, как в Варшаве объявят главное решение саммита. Речь идет о размещении группировок войск НАТО в странах Балтии. Чтобы Эстония, Латвия, Литва и Польша чувствовали себя защищенными, на основе ротации кадров в этих странах будут находиться батальоны НАТО общей численностью около 4 тысяч военнослужащих. Причем командование группировки, возможно, разместят в польском городке Эльблонге, в 100 километрах от Калининграда.
Вячеслав Никонов, политолог, депутат Государственной думы РФ: «Что на самом деле является прямым нарушением соглашения о создании Совета Россия — НАТО, основополагающего акта Россия — НАТО, который базировался на трех основных принципах: никаких новых ядерных вооружений в новых
Как передает корреспондент Алексей Прокин, встреча будет проходить на футбольном стадионе, специально огороженном двухметровым забором. Так легче показать всему миру зрелище, которое саммит НАТО собой представляет, уверены наблюдатели. Все ключевые решения 28 стран альянса со скрипом, но согласовали и приняли раньше. Представительный форум призван продемонстрировать единство, которого еще недавно не было.
Станислав Козей, бывший руководитель Бюро национальной безопасности Польши: «Россия сама, к сожалению, заняла позицию главного оппонента НАТО благодаря своей политике в Восточной Европе и замороженным конфликтам на Кавказе и Украине. Есть еще замороженный конфликт в Молдавии, активная антиукраинская политика. В связи с этим для НАТО Россия является сегодня самым большим стратегическим вызовом. Я бы не назвал ее врагом. Не думаю, что Россия сознательно и целенаправленно хотела бы напасть на НАТО, Польшу или прибалтийские государства».
Те европейские политики, которым Североатлантический альянс и его деятельность не по душе, тоже сейчас собираются в Варшаве, чтобы провести альтернативный саммит антиНАТО. В повестке этого мероприятия — прекращение конфронтации с Россией, введение запрета на новые системы ПРО в Восточной Европе и дальнейшее вооружение стран — членов НАТО.
Пётр Иконович, движение Социальной справедливости (Польша): «Мы не согласны с расширением НАТО на Восток, с оскалом зубов в сторону России. Мы считаем, что нам нужна политика согласия и товарообмена. Нагнетание в Польше антироссийской истерики не служит ни россиянам, ни полякам».
За возобновление диалога с Россией уже высказались Франция и Великобритания. Германия с самого начала была против размещения войск НАТО в Прибалтике, а генсек Альянса Йенс Столтенберг заявил, что НАТО, хоть и продолжит сдерживать Россию, не ищет с ней конфронтации и не хочет новой холодной войны.
Формулировка двойственная, но уже решено, что после варшавского саммита, 13 июля, возобновит работу Совет Россия — НАТО, где хоть