В России стартовала основная волна ЕГЭ. Каких подвохов ждать и кому жаловаться на нарушения? По чьей вине у детей с русским языком литературой проблемы? Где гарантия, что с вузами-«шарашками» и вузами-«прокладками» покончено навсегда? И какая участь уготована халатными ректорам высших учебных заведений? На эти и другие вопросы в интервью программе «Поздняков» ответил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
О горячей телефонной линии по ЕГЭ
Уверены, что в этом году Единый государственный экзамен пройдет без тех нарушений, которые сопровождали его еще несколько лет назад. В
Любой человек, либо участник экзамена, либо организатор, либо наблюдатель, в случае, если он обнаружит
О добровольном едином экзамене для Крымского федерального округа
Будет ли этот переходный период продлен после 2017 года, мы решим, исходя из тех результатов, которые на Едином государственном экзамене в этом году покажут крымские выпускники. Могу сказать только одно: это произойдет тогда, когда у нас будет
О великом и могучем как о вопросе национальной безопасности
У нас сейчас в школьной программе, если брать с
Но здесь, конечно, результат зависит не только от количества часов, он зависит и от квалификации преподавателей, учителей и от мотивации интересов школьников. И вот в создании мотивов к качественному изучению русского языка, к глубокому погружению школьников в русскую литературную классику важнейшую роль играют общественные организации. В частности, «Общество русской словесности».
О «золотом списке русской литературы»
Эти списки есть. Но, безусловно, сейчас, поскольку состав этих списков для обязательного чтения, изучения в школе, для внеклассного чтения, вызывает обсуждения, очень важно это обсуждение вести. Мы готовы к этим дискуссиям, мы не просто участвуем в них, а мы приглашаем к участию в этих обсуждениях и родительское сообщество, и учеников и, естественно, всех, кому небезразлична судьба русского языка и литературы.
О распространенном мнении, что образование — это сфера услуг
У нас образование — это общественное благо, это право каждого человека, каждого гражданина Российской Федерации. И задача государства — обеспечить это право в полном объеме и на высоком уровне. Поэтому образование — это уже давно не сфера услуг в утилитарном понимании — ни с правовой точки зрения, ни с практической точки зрения.
Некоторые люди, к сожалению, имеют определенное мнение, которое вызывает уважение, но при этом не читают ни документы, ни законы, не способны к конструктивному участию в обсуждениях. Поэтому здесь единственная возможность — объяснять, разъяснять, что, собственно, мы и делаем.
О
Самое главное, что мы сделали, — мы создали механизм, который предотвращает появление образовательных программ низкого уровня и деятельность этих «шарашкиных контор». Это мониторинг высших учебных заведений, который ежегодно проводится и в котором участвуют все вузы — государственные и негосударственные. Это связано и с тем, что мы наладили процедуры государственной аккредитации. В них сейчас участвуют эксперты из ведущих российских университетов, и они относятся абсолютно ответственно к своей важнейшей функции — функции сохранения высокого качества образования.
Поэтому я не исключаю, что, конечно, будут еще впереди случаи и отзыва аккредитаций, и прекращения действия лицензий. Но самое важное, что у нас создан механизм, гарантирующий сохранение высокого уровня высшего образования.
Об идее учредить детские сады при вузах
Это часть нашей демографической политики. Мы понимаем, что для того, чтобы молодая женщина приняла решение о рождении ребенка, очень важно, чтобы она была уверена в том, что этот ребенок получит место в детском саду либо в ясельной группе, что он будет под надежным присмотром, что он получит стопроцентный доступ к программам развития личности ребенка.