Жители одного из районов Красноярского края заговорили об угрозе экологической катастрофы.
Жители одного из районов Красноярского края заговорили об угрозе экологической катастрофы. Опасения небезосновательны. Этой весной в окрестностях города Канска проснулся настоящий вулкан — огонь бушует в недрах полигона химических отходов. Ядовитый дым привлек внимание не только населения и экологов, но и прокуратуры.
Корреспондент НТВ Татьяна Панихина побывала в зоне особой опасности.
Жители Канского района теперь как никогда следят за направлением ветра. Дует северный ветер — шлейф едкого дыма накрывает город Канск, если воздушные потоки идут с востока — задыхаются жители деревни Ашкаул.
Местная жительница: «Люди, страдающие астмой, задыхаются, кашляют, дети беспокойнее стали».
Александр Качаев, глава бражинской сельской администрации: «Сваленных отходов, наверное, лет на 20 хватит. Надо
Горит так называемый лигнин — сырье для производства технического спирта. По сути, это древесные опилки, вымоченные в серной кислоте. Пожар бушует внутри отвалов, снаружи пламени нет, виден только дым. Такое возгорание не потушат даже проливные дожди, не говоря уже о пожарных.
Сергей Железнов, начальник Каннского гарнизона пожарной охраны: «Лигнин горит без доступа кислорода, его даже отсыпают, и он внутри горит. При взаимодействии с водой жидкость уходит, вещество всплывает, но продолжает тлеть».
Во избежание распространения огня свалку по периметру окопали рвом и расставили предупреждающие таблички с надписью: «Вход на территорию полигона опасен для жизни».
В результате горения в отвалах образуются пустоты, в них можно провалиться и сгореть заживо — температура в очаге больше тысячи градусов. Предъявлять претензии фактическому некому, главный виновник экологического бедствия — Канский биохимический завод — полгода назад признан банкротом, гидролизное производство остановлено, около 600 человек остались без работы.
По самым скромным подсчетам, за 40 лет непрерывной деятельности предприятие вывезло на свалку несколько миллионов тонн отходов. Полигон потихоньку тлел все годы своего существования, но после банкротства предприятия его перестали охранять и следить за противопожарной безопасностью.
Свалка превратилась в настоящий вулкан. Потушить внутреннее горение нет никакой возможности, остается только наблюдать. Экологи взяли пробы воздуха, почвы и воды в окрестностях свалки.
Антон Торовик, руководитель группы химического анализа аналитической лаборатории: «Заметно повышена концентрация некоторых веществ. Не нужно быть специалистом, чтобы это понять, находиться здесь невозможно. Превышены нормы СО, SО2, аммиака и сероводорода немножко».
По данным
Конкурсному управляющему химзавода грозит внушительный штраф. Единственный способ остановить экологическую катастрофу — построить саркофаг из шлака и грунта, но где взять деньги на возведение гигантского сооружения, пока не понятно.