На следующей неделе станет известно имя нового президента «АвтоВАЗа». Имя преемника шведа Бу Андерссона будет объявлено 15 марта после заседания совета директоров концерна.
Основным претендентом называют француза Николя Мора — генерального директора румынской компании Dacia, что является частью группы Renault.
Еще один претендент — Михаил Рябов, гендиректор «Объединенной автомобильной группы», глава завода Lada Ижевск. По слухам, Андерссон считал Рябова своей правой рукой и доверял ему самые знаковые проекты, например, Lada Vesta. Говорят, ему уже провели подробную экскурсию по заводу.
Первый иностранец у руля «АвтоВАЗа» продержался в этом кресле всего два года. Бу Инге Андерссон, которого рабочие называли Борисом Ивановичем, с первых дней выглядел на «АвтоВАЗе» человеком нездешним. Планерки начинал, когда не было еще и 7:00, цеха обходил лично, если на полу находил бумажку или окурок, как рассказывают, не гнушался поднять и выбросить. А потом и вовсе распорядился отремонтировать туалеты и пересадил
Сергей Чемезов, генеральный директор госкорпорации «Ростех»: «Он пошел по самому легкому пути — заключил договоры с поставщиками Renault и Nissan, где есть отлаженная система производства и поставок. Андерссон считает, что у российских поставщиков плохое качество продукции, но я ему всегда говорил: с ними нужно работать и заставлять работать их самих».
С поставщиками автокомпонентов Андерссон действительно работал жестко: добивался от них снижения цен, а несогласным быстро находил замену. Так он хотел создать конкуренцию, получать более качественные детали и, конечно, снизить затраты.
Но за прошлый год «АвтоВАЗ» получил рекордный убыток — 74 млрд рублей. Это в три раза больше, чем в
Третья претензия к Андерссону — кадровая политика. За два года он уволил 30% сотрудников. Но манеру расставаться в «Ростехе» раскритиковали. Там заявили, что уволенным нужно было помочь с новой работой или переучить их, да и вообще посоветовали шведу быть аккуратнее.
Сергей Асланян, автоэксперт, главный редактор сайта AMSRUS: «В нашей стране не принято увольнять тетю Машу за то, что она плохая, она же тетя Маша. И дядя Петя — он же хороший, а то, что он не работает, это же не так важно. Ну как же можно уволить дядю Петю? А для Бу Андерссона это совершенно непостижимо: почему эти люди должны оставаться здесь на зарплате, если они как минимум здесь не нужны?»
Двухлетнее правление Андерссона точно запомнится,
Lada XRay меньше всего похожа на те машины, что «АвтоВАЗ» делал раньше. По крайней мере, внешне. Особенно на заводе гордятся передней ее частью, которую называют новым фирменным стилем «АвтоВАЗа» —
Какой финал у этой сказки Андерссона, будет понятно уже при новом президенте компании, имя которого должны объявить 15 марта.