Ночь с понедельника на вторник разделила жизнь москвичей на «до» и «после» ларьков. 104 здания были признаны опасными и месяц назад приговорены столичным правительством к сносу. Под покровом ночи сотни бульдозеров и экскаваторов начали решающее наступление на самострой.
Неугодные постройки сносили и раньше, и тогда все разрешения у владельцев тоже имелись, но такой бурной реакции, как сейчас, не было. Но на этот раз сносили строения в охранной зоне метро, а только за один день через станции в центре Москвы проходит около ста тысяч человек — это сравнимо с населением среднего районного центра в России. А кроме того, демонстративность, с которой экскаваторы ломали неправильные ларьки, напоминала публичную казнь. Тем не менее большинству москвичей нравится, что у метро будет просторнее, что меньше крепких стриженых молодчиков будет ошиваться у станций и что уродливые павильоны
Первые ларьки появились в начале
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: «Я знаю прекрасно, что никакой просто малый бизнесмен не пойдет и не поставит себе такую палатку на Триумфальной площади перед государственными органами и филармонией… Понятно, что это все не простые малые бизнесмены, а, скажем так, разного рода люди, к бизнесу часто имеющие касательное отношение».
Разрешения подделывались или покупались. Здесь и коррупция, и рэкет. За право «крышевать» розничную торговлю до сих пор сражаются всякие этнические группировки. Помимо криминала, есть и другая опасность. Торговля у метро мешала проезду спецтехники и эвакуации граждан в случае аварии или теракта.
Новая редакция Гражданского кодекса позволяет городским властям в административном порядке сносить сооружения, признанные самостроем — все эти времянки, которые со временем распухли, обзавелись фундаментом и крепкими стенами.
Сергей Шогуров, руководитель государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы: «После окончания договора аренды они их не демонтировали. Более того, хитросплетенными манипуляциями были оформлены документы дополнительные, которые уже показывали, что данные объекты являются капитальными. Хотя по факту, повторюсь, все документы разрешительные выдавались как на объекты некапитальные».
Тем не менее здесь работали люди, платили аренду в городскую казну. Чиновники обещают поступить по справедливости. Мелким частникам предлагают арендовать другие площади или освоить мобильную торговлю — из «автолавок». Правда, остается открытым вопрос о возмещении ущерба. Снесенные стены тоже денег стоили. Идут споры и о том, как распорядиться свободным пространством. Главный архитектор Москвы признаёт, что единого проекта нет, но новых монументальных сооружений здесь не будет.
Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Романа Соболя.