Все последние годы российская экономика жила и даже процветала в тепличных условиях, когда деньги в буквальном смысле слова можно было без труда достать из нефтяной бочки. Порой казалось, что у нее нет дна. Но на этой неделе стало окончательно ясно: здесь ловить, увы, больше нечего.
Тем временем цена уже опускалась ниже 32 долларов за баррель. При такой стоимости становится невыгодной сланцевая добыча в США, а на уровне ниже 25 долларов — на шельфе в Мексиканском заливе. При 15 долларах за баррель пора закрывать добычу в Канаде и Норвегии. Но даже если нефть подешевеет до 10 долларов, в России, Иране, Саудовской Аравии скважины вряд ли закроют.
Такие нефтяные обвалы происходят не в первый раз. В Норвегии, как в России, больше половины экспорта приходится на нефть с газом. Но то, что россияне переживают теперь, норвежцы испытали еще полвека назад.
Норвегия соскочила с нефтяной иглы, просто перестав тратить прибыль от нефти. Вместо этого нефтедоллары объявили достоянием граждан. Валюта падает в отдельную копилку, на счету которой уже около триллиона.
В Мексике 30 лет назад черное золото было вопросом жизни и смерти для всей страны, объявившей дефолт после падения мировых цен на нефть. Сегодня нефть — это лишь десятая доля того, что может предложить Мексика. И мексиканцы полны оптимизма и при цене 30 долларов, с которых в Москве начинались золотые нулевые.
А в США телеканалы в январе радостно рапортовали об отправке в Европу первого за 40 лет танкера с американской нефтью. Экономический аналитик Денис Ракша уверен: началась финальная битва за то, кто будет назначать новые цены на нефть.