НТВ.Ru публикует полную видеоверсию интервью главы Счетной палаты Татьяны Голиковой. В пятницу она стала гостьей программы НТВ «Поздняков».
Поздняков: Татьяна Алексеевна, ну, чем Счетной палате не нравятся поправки в
Голикова: Ну, я бы не сказала, что они нам не нравятся. Просто последнее время мы живем с пониманием того, что бюджет
И скорее вот эта тема присутствует в большей степени на повестке. Но есть необходимые расходы, которые осуществляет правительство. И мы их поддерживаем. Это безусловная финансовая помощь регионам. Она — 45 миллиардов рублей. Вы знаете, наверное, хорошо тему высокой коммерческой закредитованности регионов, высокого и растущего пока государственного долга регионов. И вот эта финансовая помощь в конце года, она принципиально важна, потому что, как правило, в конце года и образуются основные кассовые разрывы так называемые в бюджетах регионов для финансирования расходов и для обеспечения всего того, что в бюджетах предусмотрено. И здесь важно заимствовать не дорогие коммерческие кредиты, а получить либо дотацию на сбалансированность, либо более дешевые бюджетные кредиты.
Ну, и наверное, вторая тема, на которой не могу не остановиться, которая присутствует в бюджете
Поздняков: Татьяна Алексеевна, вот вы меня поправите, если я в
Голикова:
А вот вторая цифра, которую вы назвали — более 2 триллионов рублей — это не задолженность регионов. Это по состоянию на 1 января я назову цифру, я ее сегодня называла в Думе, 2,6 триллиона — это в основном дебиторская задолженность по расходам. То есть, как правило, это выданные авансы в разные периоды времени под осуществление конкретных, как правило, инвестиционных проектов, приобретение оборудования, в основном дорогостоящего, или оборудования, входящего, там скажем, в сметы строек. И в разное время эти авансы выплачивались и 100 процентов, и 80 процентов, и 50, и 30 — в зависимости от того, какое направление расходов. К сожалению, мы имеем тенденцию к приросту размера этой суммы.
Поздняков: То есть это неизрасходованные деньги, которые возвращаются?
Голикова: Это выданные из бюджета, за них мы должны были получить конкретный результат в виде стройки, поставленного оборудования или
Поздняков: Но все
Голикова: Останется. К сожалению, ежегодно она прирастает. Она прирастает по 300, по 400, по 600 миллиардов рублей. И это вот как раз, я называю это по сути вторым бюджетом, такая околобюджетная история. Вроде бы мы еще ничего взамен не получили, но деньги из бюджета уже ушли. Конечно, нас пугают цифры, я тоже их сегодня приводила в Думе. Именно в связке с поправками в Закон о бюджете
Поздняков: Эти стройки государственные?
Голикова: Государственные, конечно, так называемая федеральная адресная инвестиционная программа. Планируются достаточно большие деньги, количество объектов. Но вот, скажем…
Поздняков: А сколько их, вот если приблизительно хотя бы? Тысячи, сотни?
Голикова: На 2015 год, если память мне не изменяет,
Поздняков: Из 642?
Голикова: Да. 3,1 процента. Денег перечислено 55,5 процентов от той суммы, которая в бюджете предусмотрена. Но даже не для специалиста и не для математика можно понять, что денег перечислено больше, чем получено взамен. Конечно, до конца года эти показатели возрастут. Но, к сожалению, когда мы анализировали
По данным всех министерств и ведомств, которые мы проверили, цифра оказалась очень большой. Это порядка 9 тысяч объектов. Триллион 969 миллиардов рублей. Это очень большие суммы. И самое главное, что с ними не работают так, как с ними должны были бы в плановом режиме работать. Вот по результатам всех этих исследований, по
Поздняков: Ну вот смотрите, какая интересная штука получается, Татьяна Алексеевна. С одной стороны, мы яростно ищем деньги, с другой стороны, иногда обнаруживаются такие вот вещи, например, как содержание бывших чиновников. Вы имеете представление о том, какой порядок цифр, и вот, в принципе, есть ли здесь логика? Должен ли налогоплательщик платить за бывших? Там порядка,
Голикова: Мне сложно сказать. Дело в том, что мы не проверяем бюджеты регионов, мы проверяем только те бюджеты, где высокий уровень зависимости от федерального бюджета и большой объем финансовой помощи. Ну и количество таких проверок, оно небольшое. Вт основном, работают
Поздняков: «Сохранёнка» — прекрасное слово!
Голикова: Ну, а как это еще назвать?.. Действительно, есть факты, когда закрепляется, скажем, персональный транспорт, может быть, чуть похуже уровнем, чем был, когда человек занимал соответствующую должность; устанавливаются доплаты к пенсии. У нас же различное пенсионное законодательство для федеральных чиновников: одно — для региональных, другое…
Поздняков: Может, пора уже привести к единому знаменателю?
Голикова: Ну, дело в том, что у нас принята в стране концепция разграничения полномочий. И когда она полноценно вступила в силу с 1 января 2005 года, собственно, мы и поимели по некоторым направлениям проблемы, которые связаны с тем, что если это компетенция субъекта Российской Федерации и его расходные полномочия в соответствии с законодательством, то он вправе сам принимать решения, куда тратить эти деньги. Но здесь, наверное, … я разойдусь в подходах с Министерством финансов, со своими коллегами. Почему? Потому что они очень жёстко как финансовый орган придерживаются позиции: это их полномочия — значит, они должны в полном объёме нести ответственность за то, что за ними закреплено. С точки зрения формальной, с точки зрения законной это верно. Но с точки зрения такой российской, такой вот… правильного, мне кажется, государственного подхода, ну, это требует определённой корректировки. Что я имею в виду? Мы имеем на 1 октября 2015 года долг, государственный долг субъектов Российской Федерации, в объёме 2 триллиона 173 почти миллиарда рублей. Это много. Много. Но если соотнести с объёмами бюджетов регионов — порядка там 10 триллионов рублей — вот, собственно, пятая часть — это государственный долг. Если мы посмотрим на внутреннюю структуру этого государственного долга, то мы увидим, что 37,6 процента из этой суммы — это коммерческий долг, то есть долг перед банками. В сегодняшнем времени это достаточно высокие проценты по обслуживанию. Естественно, эти расходы в бюджетах регионов растут. И мне кажется, что в жёсткой, сложной финансовой ситуации мы должны регионы
С другой стороны, не всегда готовы принимать на себя ответственность за принимаемые решения и нести эту ответственность до конца. Что это — ментальность, неготовность, непрофессионализм? Ну, это, наверное, все вместе. Место или не место? Ну, если ты не способен принимать решения и не способен доводить до конца, и не способен работать в сложных, а иногда в кризисных условиях, тогда действительно тебе не место.
Что касается отрывать или не отрывать голову? Ну, мне кажется, что
Поздняков: А если не совершил? Ну, извините, вы занимаете государственную должность, на вас ответственность, вы распределяется большие деньги.
Голикова: Ну, можно рассматривать вопрос об отрыве головы в переносном смысле, можно в прямом. Если говорить о прямом смысле, то, конечно, это…
Поздняков: Ну, то есть пока эффективность чиновников очень сложно
Голикова: Было же очень много попыток оценить эту эффективность.
Поздняков: Ну так почему они провалились?
Голикова: Ну, видимо, нет такой методики стопроцентной, которая бы могла ответить на этот вопрос.
Поздняков: Еще один вопрос про эффективность. Видимо, последний. Вы знаете, у нас очень много в последнее время говорится об эффективности, поддержки малого и среднего бизнеса. Многие даже считают, что это такой вот локомотив, ну, если не локомотив, то паровозик экономического роста, может быть, будущего. А вот те решения, которые были приняты, можно ли сейчас уже оценить
Голикова: Очень сложный вопрос. На него отвечают все. Я постараюсь ответить на него применительно к тому месту, которое я занимаю. Что показывают наши непосредственно контрольные мероприятия? Было много попыток ввести разные механизмы поддержки малого бизнеса и среднего, конечно. Были не очень удачные попытки по изменению законодательства по страховым взносам. Вы, наверное, об этом слышали, которые привели к сокращению количества малого… количества работающих в малом и среднем бизнесе.
Поздняков: Было дело, да.
Голикова: Потом ввели Институт гарантийной поддержки, он себя не очень оправдал, она не была востребована. Потом создали Агентство кредитных гарантий, передали туда 50 миллиардов рублей, это было в
И в 2014 году таких гарантий малому и среднему бизнесу было выделено всего на сумму миллиард рублей. Ну и мы, безусловно, рассчитывали на то, что эта работа
Есть другая форма поддержки. Она не прямая, она через законодательство по закупкам. Есть определенная доля, которую малый и средний бизнес должен составлять в закупках по
Что касается вот этого традиционного, привычного нам закупочного законодательства, то там, по данным за девять месяцев, более или менее пропорции выдерживаются. Но я хочу сказать, что, на мой взгляд, сейчас принято правильное решение — интегрированы две структуры, вот это Агентство кредитных гарантий, которое себя не очень показало за два года, и соответствующий банк, который работал для поддержки среднего и малого бизнеса, в Федеральную корпорацию поддержки среднего и малого бизнеса. Ее возглавил новый руководитель. И мы очень рассчитываем, что вот эти изменения, они приведут в том числе к повышению эффективности, ну потому что нам немного знакомы там новые предложения, которые будут вноситься для поддержки малого и среднего бизнеса.
Поздняков: Такой просто штришок. А как оценить эффективность работы Счетной палаты, если нет посадок?
Голикова: А мы же посадками не занимаемся.
Поздняков: Может быть, вам дать такие полномочия?
Голикова: Тогда нужно полностью перекроить правоохранительную систему в Российской Федерации. Я думаю, что в этом нет никакой необходимости.
Поздняков: Но смотрите, Татьяна Алексеевна. Вы проверили, дали людям. Ну, там, например, вы говорите: «Ну, вот антикризисный план правительства не очень эффективен». А в правительстве говорят: «Да нет, мы довольны, он работает». Ну как вот?
Голикова: А давайте на это с другой стороны посмотрим. Мы же это делаем в ежеквартальном режиме.
Поздняков: Так.
Голикова: Это вот все в среду только услышали, вот наши такие разговоры, что называется, «друг напротив друга». А мы же всё время находимся в процессе. Мы информируем правительство по поводу того, что, нам кажется, сделано не очень удачно или не очень расторопно, или ещё
Поздняков: То есть это, скорее, такие корпоративные споры?
Голикова: Ну, отчасти это корпоративные споры, отчасти — да, и… Но есть, безусловно, и расхождения, когда они считают, что
Мы же делаем свои выводы изнутри. Когда мы выходим на контрольные мероприятия в конкретные учреждения или в конкретные сферы, мы видим несколько вещей. Эффективно, не эффективно, целевое, не целевое, целесообразно или не целесообразно. И сработала ли она, эта мера, именно как антикризисная?
Не может правительство Российской Федерации докопаться до самой глубины. И ресурса такого, на самом деле, нет и человеческого и, в общем, наверное, и финансового. Но мы тоже стараемся. Мы сейчас, в
Мне кажется, что это принципиально важно, потому что это же как раз рассчитано на последующее эффективное использование средств. И я не могу сказать, что вот так тоже у нас прям всё идеально получается. Всё есть
Поздняков: А можете вот односложно ответить на вопрос: неэффективный чиновник страшнее коррупционера?
Голикова: Думаю, да.
Поздняков: Спасибо большое, Татьяна Алексеевна, за интервью.