Видеокадры с плачущим террористом-смертником облетели весь мир. И лишь в небольшом киргизском городе, глядя на них, тоже плакали. В молодом боевике там узнали Бабура Исраилова обычного парня, который, как думали близкие, уехал на заработки.
Таких, как Бабур, немало. Он поехал в Россию, потом, по совету новых друзей, за большими деньгами в Турцию. А уж там и опомниться не успевают, как оказываются в Сирии с оружием в руках или бомбой на поясе.
Хамидулло Бакиров узнал в знаменитом плачущем смертнике своего племянника. Кивком он подтверждает: все так — и сам не может сдержать слез.
Хамидулло Бакиров, дядя Бабура Исраилова: «Мы воспитывали парня, чтобы он стал хорошим человеком. Чтобы женился, завел детей. Работал, приносил пользу людям. А его обманули, и он уехал в Сирию».
Хотя на знаменитом видео смертника называли Джафар
Хамида Бакирова, тетя Бабура Исраилова: «Бабур хорошо учился в школе, слушался нас. Мы его воспитывали хорошо. И мне непонятно, как так получилось, что он ступил на дурной путь».
Дядя вспоминает: Бабур хотел жениться и, чтобы заработать на свадьбу, поехал в Москву. А потом пропал.
Хамидулло Бакиров: «Кто его там обработал, мы не знаем. Могу только обратиться к родителям. В наше время за своими детьми надо смотреть лучше. Куда они ходят, с кем общаются».
Сейчас на стороне боевиков в Сирии воюют, по разным данным, до двух тысяч выходцев из Средней Азии. Многие из тех, кого завербовали, оказываются разочарованы, но вырваться пока что удалось лишь единицам.
За сирийских террористов воевал и Фаррух Шарифов — всего месяц, а потом чудом сбежал в Турцию. Вернулся на родину в Таджикистан, где был амнистирован. Теперь с трибуны он рассказывает о порядках, заведенных исламистами: казни, в том числе и своих без суда и следствия, насилие и издевательства над женщинами.
Фаррух Шарифов: «Каждый день они мне говорили, что я должен забыть родных. И каждый день они убивали. Резали головы. Этот ужас был не для меня».
Эксклюзивное интервью родственников «плачущего убийцы» и откровения боевика, сумевшего бежать из ИГИЛ (организация запрещена в РФ), — в репортаже «Анатомии дня».