Три страшные аварии потрясли страну на этой неделе. Они случились в течение суток в разных регионах России, но во всех случаях с участием пассажирских автобусов. Кто виноват в этих авариях? В чем проблема в людях или в технике?
Первая трагедия произошла в Чеченской Республике. Во вторник в Веденском районе в пропасть рухнул микроавтобус с людьми, которые ехали с похорон. Жертвами стали 10 человек, пострадали — восемь, включая ребенка. Спустя всего семь часов в 100 километрах от Красноярска лоб в лоб столкнулись грузовик и автобус. Погибли 11 человек, 44 получили ранения. Практически в это же время в Башкирии на полном ходу с трассы съехал автобус с туристами. Тут без жертв, но пострадал 31 человек, десять из них дети. Известно, что водитель уснул за рулем.
Аварии вызвали резонанс. Выяснилось, что Hyundai, разбившийся под Красноярском, принадлежит фирме «Автоколонна 1967», как и автобус, попавший в смертельное ДТП на трассе Енисей 9 июля. Тогда также погибли 11 человек. Компанию проверили. В результате из 60 машин в рейс не выпустили 50. Но в автоколонне уверены: это просто совпадение.
Почему из года в год статистика смертей на дорогах пугает своей стабильностью? 2013 год — в России случилось 204 068 ДТП, в них погибли 27025 человек.
Корреспондент НТВ Павел Сидельников изучил эти цифры и попытался найти слабое место и выяснил, что зачастую к трагедиям приводит усталость водителей. Пытаясь сэкономить, перевозчик ставит на маршрут специалиста низкой квалификации, без опыта работы на пассажирском автобусе, в спешке прошедшего обучения и получившего категорию D.
Проблема еще и в том, что лицензию на пассажирские перевозки обязаны получать только те, кто занимаются организацией регулярного автобусного сообщения. Деятельность компаний, осуществляющих нерегулярные выезды под заказ, никак не лицензируется. Необходимо лишь уведомить территориальный орган Ространснадзора — и в путь.
При этом инспекторы не вправе насильно удерживать водителя. Максимум можно выписать штраф — от одной до трех тысяч рублей и отпустить. Все последствия — на совести шофера автобуса и его работодателя.
После череды страшных автокатастроф, произошедших в Красноярском крае, местные власти всерьез задумались о безопасности пассажиров и разработали целый комплекс мер. В частности, предлагается ужесточить правила техосмотра, медицинского обследования водителей, оснастить все автобусы спутниковыми системами ГЛОНАСС, а загородные трассы — видеокамерами и увеличить количество патрульных машин на самых напряженных участках. Возможно, новый документ, который уже в августе планируется передать в Совет Федерации, поможет изменить печальную статистику.
Подробности — в репортаже программы «Акценты».