В Осло прошла массовая акция протеста против произвола органов опеки. От действий Барневарн страдают в основном иммигранты. Соцработники, руководствуясь лишь собственными подозрениями, могут забрать у них малышей и передать новым норвежским родителям. Это приобрело такой размах, что возмущение приезжих уже разделяют и многие граждане Норвегии.
«Нам нужна справедливость!», «Остановите нарушение прав человека!» — эти лозунги как крик души тех, кого органы опеки насильно разлучили с детьми. Отчаявшиеся родители, которые собрались у здания парламента, пытаются достучаться до властей, потакающих, по их мнению, самоуправству соцработников. Многие уже не верят, что могут повлиять на ситуацию и увидеть своих детей вновь.
У чешки Евы Михалковой забрали двоих сыновей после того, как полиция арестовала ее мужа по обвинению в сексуальных домогательствах. Подозрения не подтвердились, норвежская полиция дело приостановила, но работники печально известной соцслужбы Барневарн вернуть детей обратно в семью отказались.
Ева Михалкова: «Они заявили: ты детей не увидишь, потому что часто выступала по телевидению и на радио. И тут же попросили меня подписать документы на усыновление приемной семьей моего младшего сына. Я отказалась, я так просто не сдамся».
Время для того, чтобы в очередной раз заговорить о самоуправстве норвежских соцработников, выбрано неслучайно — завтра весь мир будет отмечать День защиты детей. По мнению митингующих, то, что сейчас происходит в Норвегии, — далеко от понятия защиты, скорее, это узаконенное похищение. Но, по мнению чиновников, в системе просчетов нет.
Сольвейг Хорн, министр по делам детей, равенства и социальной интеграции: «Сотрудники Барневарн должны разъяснять семьям, приезжающим в Норвегию, что соблюдать права детей очень важно. Барневарн создан для того, чтобы помочь. Все очень просто: дети должны расти в хороших условиях».
Согласно норвежским законам, для лишения родительских прав зачастую достаточно лишь подозрения сотрудников органов опеки на плохое обращение. Эти методы в странах Скандинавии уже поставлены на поток — слишком маленькая рождаемость и слишком большое финансирование соцслужб за каждый случай такой помощи ребенку.