На переговорах по иранской ядерной программе в Лозанне удалось достичь соглашения, над которым «шестерка» международных посредников и Иран бились всю последнюю неделю. Тегеран отстоял свое право на мирный атом, на чем настаивала и Россия но под серьезным контролем. После подписания окончательного документа начнется постепенное снятие антииранских санкций.
Барак Обама не раз говорил, что считает достижение договоренностей с Ираном одной из своих главных внешнеполитических задач. Поэтому новости из швейцарской Лозанны его не могли не обрадовать. К микрофонам американский президент выходил в явно приподнятом настроении. И хотя до реального соглашения еще очень далеко, достигнутое Обама уже охарактеризовал как историческое событие.
Барак Обама, президент США: «Сегодня США вместе со своими союзниками и партнерами добились исторического соглашения с Ираном по поводу его ядерной программы. Я убежден, что если эта договоренность будет полностью реализована, это сделает нашу страну, наших союзников, мир в целом безопаснее».
Пока Тегерану и «шестерке» международных посредников, среди которых была и Россия, удалось договориться по ключевым пунктам соглашения. Иран останавливает две трети своих центрифуг, завод по обогащению урана в Форде, где, как опасаются в Израиле и США, разрабатывали компоненты для ядерной бомбы, перепрофилируют в научные центры, а большую часть обогащенного иранского урана будут вывозить за рубеж.
В ответ Соединенные Штаты и Евросоюз обещают снять санкции, введенные против Ирана в связи с его ядерной программой. За соблюдением соглашения будут следить наблюдатели международного агентства по атомной энергетике. Российский МИД подчеркивает, что в соглашении заложен принцип признания за Ираном права на мирную ядерную программу, а сами переговоры проходили на основе взаимности.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Именно нам принадлежит авторство принципа поэтапности и взаимности, когда договоренность выстраивается на основе встречных шагов. Делает шаг Иран навстречу требованиям международного сообщества, и его внешние партнеры соответственно также реагируют конструктивно».
Россия не раз отмечала, что санкции против Ирана только загоняют страну в угол. Похоже, это же поняли и в Белом доме. Нынешний дипломатический успех Барак Обама даже сравнил с соглашениями, которые в разгар холодной войны подписывали СССР и США.
Барак Обама, президент США: «Президенты Никсон и Рейган заключали исторические соглашения по контролю за оружием с Советским Союзом — гораздо более опасным соперником. Те соглашения не были идеальными, они не ликвидировали все угрозы, но сделали наш мир безопаснее. Хорошая сделка с Ираном приведет к тому же».
Впрочем, говорить, что иранский ядерный кризис на этом разрешен, пока еще рано. До 30 июня стороны должны обсудить финальную версию соглашения. По некоторым вопросам Вашингтон и Тегеран все еще расходятся. Кроме того, Обаме свинью может подложить Конгресс США: республиканцы, недовольные сделкой, готовят новый пакет санкций против Ирана. Если он будет принят, то дальнейший диалог может оказаться под угрозой, отмечает корреспондент НТВ Алексей Веселовский.