Легендарному режиссеру «Ленфильма» Алексею Герману исполняется 70 лет. Свой юбилей мастер встречает, завершая работу над картиной «Трудно быть богом».
Алексею Герману исполняется 70. Свой юбилей мастер встречает, завершая работу над картиной «Трудно быть богом». Это фильм, съемки которого продолжаются без малого 8 лет.
Об этом режиссере говорят: «Так никто не снимает. Каждый эпизод, каждый кадр в его фильмах выверен до мельчайших деталей».
Даже если на героя падает капля, это не случайно. Она падает с математически рассчитанной точностью. Даже пролетевший в кадре голубь — участник действия.
С классиком российского кинематографа встретился корреспондент НТВ Павел Рыжков.
В фильмах Алексея Германа второй план считается чуь ли не главной составляющей произведения. По словам киноведов, режиссер вернул кинематографу документальность. Поэтому в картинах Германа не может быть условностей даже в мелочах. Выверена каждая деталь.
Александр Поздняков киновед, режиссер д/ф «Герман: по другую сторону камеры»: «Картины Германа знают все, но то, каким трудом они рождались, то, что стоит за этим художественным подвигом, никто не знает. И это приходит в голову не всем. И Герман не рассказывает самого главного, как он это делает».
Как рассказать о мироощущении художника, благодаря которому в картинах столько жизненной правды. В канун юбилея режиссера о нем снимаются сразу три документальные ленты. Одну из них «Герман: по другую сторону камеры» финансирует Госкино. Для этого фильма камера была допущена не только на съемочную площадку, но и в квартиру мастера.
Много лет все в обсуждении идей Германа принимает участие супруга и сценарист Светлана Кармалита.
Последние 8 лет их мысли заняты тем, что будет в кадре и за кадром фильма «Трудно быть богом». Казалось, такие картины должны нравиться создателю, но это не так.
Алексей Герман, кинорежиссер, народный артист России: «Мне картины начинают нравиться через несколько лет. Мне сейчас нравится „Лапшин“, начинает нравиться „Хрусталёв , машину“. Я всегда понимал, что это наиболее значительное, что я сделал. Потому, что это история моей изнасилованной родины, моей изнасилованной страны».
За такую историю советской страны, которую Герман рассказывал почти в каждой своей картине, киночиновники его хотели попросту уничтожить. Идеологи обещали: «Мы вобьем Вам в спину осиновый кол, и Вы никогда не будете работать в искусстве».
Когда шли съемки фильма «Двадцать дней без войны», с роли хотели снять Юрия Никулина: «Это не советский писатель, это алкаш
Константин Симонов негодовал: «Вы решайте, каким будет Жданов, а мне оставьте Никулина. Своего персонажа я сам придумал». Симонов был членом ЦК и его послушались. Интересно, что вместо Гурченко главную женскую роль могла сыграть Алла Демидова.
Алексей Герман, кинорежиссер, народный артист России: «На героиню я пригласил Демидову. Пробовал ее пять раз, доказывая Симонову, что Демидова хороша. Но он сказал: „Нет, берите, кого хотите, только не Демидову“. Она похожа на Серову».
В отличие от многих других, этот фильм вышел на экран почти сразу с полуторогодовалой задержкой. «Мой друг Иван Лапшин» пролежал на полке четыре года и напечатано было всего семь копий. После премьеры Германа за этот фильм предлагали даже сжечь на площади.
«Проверка на дорогах» была под запретом целых 15 лет. И все это время Германа пытались убедить в том, что по повести своего отца он снял антисоветский фильм. Что тогда пережил режиссер, он никогда и никому не расскажет.
Германа бесконечно увольняли со студии, и за сорок лет он сделал только шесть фильмов. Но именно эти немногочисленные работы и сделали его классиком отечественного кино.