Еще вчера Запад называл его «последним диктатором Европы», а теперь готов именовать миротворцем. Свою роль в минских переговорах Александр Лукашенко описал так: «Моя задача была боеприпасы вовремя подносить». Больше он почти ничего не рассказал. Журналистам «Центрального телевидения» удалось встретиться с президентом Белоруссии и задать ему несколько важных вопросов.
Та часть помпезного и необъятного дворца, которая ни разу не засветилась в бесконечном потоке фото и видео, льющегося по миру из Минска больше суток, — личная территория белорусского президента.
Наталья,
И мало того, что лидеры четырех государств отказались перейти в официальную комнату с большим круглым столом, они тут же умудрились найти себе еще более укромное место.
Наталья: «Они сами нашли эту комнату и здесь вот общались вчетвером. Здесь происходило самое сокровенное».
Опытный аппаратчик Александр Рядько, который уже много лет работает помощником Александра Лукашенко, до сих пор не скрывает волнения: высокие гости ведь время от времени оказывались не только без удобств и без горячей еды, но и без переводчиков.
Александр Рядько, помощник президента Белоруссии: «Меркель ведь владеет русским языком. А Путин владеет английским. И Порошенко, как мы знаем, говорит
О том, как они искали этот самый общий язык в минуты переговоров в широком составе в том зале, где было снято всего несколько видеокадров без звука, знают только эти двое: штатные
Дмитрий Тупик,
Но на самом деле они слышали всех. И особенно четко тех двоих, кто общался
Дмитрий Тупик: «Эта напряженность, она действительно быстро снималась. Я не могу сказать, кто чаще эту напряженность снимал — Путин или Порошенко. Но она снималась достаточно быстро, и это было приятно».
Александр Лукашенко, в отличие от своих подчиненных, поначалу не очень хотел делиться секретами. Но все же пришлось, и он рассказал журналистам НТВ, кто на самом деле курировал эту минскую встречу.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Мы договорились в Сочи. Он мне сказал: „А сможешь ты это организовать с точки зрения безопасности, это же непростое дело?“. Я ему говорю: „Слушай, успокойся. Ты же знаешь, в Белоруссии могут всё, мы всё сделаем на высшем уровне“».
И почему был уверен, что, несмотря ни на что, эта встреча в Минске состоится.
Александр Лукашенко: «Я с Порошенко в контакте был. Это тоже была моя работа ввести его в курс дела,
И о чем сейчас, когда до сих пор неизвестно, прекратится ли огонь в ночь с субботы на воскресенье, хочет снова поговорить и с Порошенко, и с Путиным.
Александр Лукашенко: «Мне всегда хотелось и сейчас еще больше хочется сказать — ребята, давайте, мы втроем на деле, втроем, без всяких посредников договоримся, как закончить эту войну. Как понять и оградить этих людей, которые идейно воевали за свою землю, как с ними договориться».
Перед самым прощанием Лукашенко успеет сказать о том, что очарован Олландом и Меркель, но в гости к ним при этом не собирается. О том, что много уроков извлек из этих украинских событий. А еще о том, что он, кого еще недавно называли последним диктатором Европы, не собирается даже в новом, комфортном и со всех сторон выигрышном амплуа миротворца добровольно уйти из власти.
Подробности — в репортаже «Центрального телевидения».