Телекомпания НТВ завершает показ цикла репортажей ко Дню Победы.
Телекомпания НТВ завершает показ цикла репортажей ко Дню Победы. Это истории людей, которые годами ничего не знали о судьбе близких, не вернувшихся с войны. Узнать о подвиге отцов, дедов и прадедов они смогли благодаря сайту, на котором Минобороны разместило личные дела миллионов погибших и пропавших без вести.
Телеканал НТВ показал сюжет об этом. Нам стали приходить письма с просьбой помочь: у
У нас получилось помочь авторам нескольких писем. Это люди разных возрастов, профессий и взглядов на жизнь. Единственное что их объединяет — это Великая Отечественная.
История, которая именно через судьбы конкретных людей постигается, пожалуй, лучше, чем позволяют любые учебники.
Итоги акции — в репортаже корреспондента НТВ Сергея Малозёмова.
Мы проехали вместе с ними тысячи километров по земле, воде и воздуху. Они искали могилы родных, погибших на фронтах Великой Отечественной, а мы старались помочь, чем можем.
Нина Завьялова, внучка рядового Н. И. Завьялова: «Мог ли ты представить, что внуки к тебе приедут? 66 лет прошло. А теперь вот нашли».
Корреспондент Айрат Шавалиев вместе с москвичкой Ниной Завьяловой отыскал могилу ее деда Николая, погибшего в 1942 года под Старой Руссой, в Новгородской области. Это один из эпизодов войны, вспоминать о которых долгие годы было не принято, — неудачная попытка окружить немцев обошлась тогда в 600 тысяч жизней советских солдат.
Айрат Шавалиев, корреспондент: «История Великой Отечественной войны настолько хрестоматийна. Мы читаем о ней с детства, она уже потеряла некую человечность. Она для нас слишком „история“. Но когда едешь по этим местам, едешь по этим болотам, наверное, где действительно просто останки лежат… Поисковики говорят, что нужно еще 200 лет для того, чтобы эти останки до конца перезахоронить. Это совершенно другое ощущение».
Все началось 26 декабря 2007 года с сюжета НТВ о новой открытой базе данных военного архива Минобороны. Репортаж о сайте
Вадим Якунин, правнук Фёдора Алексеевича Якунина: «29 декабря 2007 года на работе празднуют предновогодний вечер, пьют шампанское. А я ушел от всех, сел за свой компьютер, по базе данных нашел паспорт воинского захоронения. У меня не только мурашки по коже побежали, я полчаса разговаривать не мог».
Георгий Гривенный, корреспондент: «Получается, что он ищущий в третьем поколении. Сначала искал его дед своего отца, искал его отец своего деда, а теперь он ищет своего прадеда. Получилось, что общий стаж поисков 62 года».
Архивы все эти годы отвечали Якуниным одно и то же типичное «в списках не значится». Новая
Вадим Якунин, правнук Фёдора Алексеевича Якунина: «Чувство глубокого морального удовлетворения. Я сделал дело всей жизни моего деда».
Кадры из Польши: москвичка Зинаида Ерхова снова на могиле своего брата. Она уже там бывала в советское время, мы просто помогли приехать туда еще раз. Во время поисков бывали и минуты отчаяния.
Корреспондент Сергей Морозов вместе с нижегородцем Романом Герасименко искал могилу его прадеда. Уже на месте — в Кировоградской области Украины — оказалось, что место последнего боя лейтенанта Герасименко было затоплено еще в
Сергей Морозов, корреспондент: «Было ощущение, что мы ничего там не найдем. Ведь нет ни свидетелей, ни очевидцев. Даже самого города нет, потому что все ушло под воду».
Но могила все же нашлась — на берегу, куда ее перенесли перед затоплением. Вскоре Роман приедет сюда еще раз, сам — чтобы пожить несколько дней и может быть, лучше понять, что чувствовал его прадед.
Волны Черного моря стали последней могилой для экипажа сторожевого катера
Нежелание официальных лиц говорить о непарадных сторонах войны — с этим нам тоже пришлось столкнуться. Корреспондент Егор Колыванов сопровождал Лидию Сурайкину из Мордовии на место гибели ее отца в Ленинградской области. Оказалось, солдат не был даже ранен — он умер от голода. Хотя хлеба в блокаду военным полагалось больше, чем гражданским.
Егор Колыванов, корреспондент: «Этот вопрос вызвал такое напряжение и у директора музея „Невская Дубровка“, и у городской администрации. Они сперва настороженно к этому отнеслись. Ничего не хотели говорить. Видимо, это
Это уже Германия… Александр Чернов из Мордовии и корреспондент Андрей Шилов разыскали лагерь для пленных, в котором умер отец Александра Александровича. Все эти годы родные не знали, где его могила — советская пропагандистская машина старалась стереть память о военных, погибших в плену.
Александр Чернов: «Какой худой на последней фотографии. Прости, отец, что я так долго тебя искал».
Андрей Шилов, корреспондент: «Он извиняется перед отцом за власти. Он извиняется за то, что он не мог раньше узнать! Ведь ему ничего не говорили 60 лет! Его мать так ничего и не узнала, она умерла раньше».
Разыскивая могилы родных, они надолго уезжали из дома, терпели утомительные переезды, буквально вытрясали информацию из чиновников. Ради чего все это? Такого вопроса, в общем, и не было.
Айрат Шавалиев, корреспондент: «Для них это вопрос семейной чести, семейной истории. Наша героиня говорит, сколько мы помним наших отцов и дедов, столько и нас будут помнить».
За время акции мы получили сотни ваших откликов. В письмах многие рассказывают истории своих родственников, похожие и непохожие на те, о которых шла речь в эфире. Увы, мы физически не можем помочь всем.
К тому же по крайней мере первый шаг к розыску каждый, если захочет, теперь может сделать сам.