Сегодня может начаться эра серьезных потрясений для ЕС, чреватая полным развалом еврозоны. На проходящих досрочных парламентских выборах в Греции может победить оппозиционная партия, которая обещает отменить меры жесткой экономии и добиться списания кредиторами значительной части госдолга, а также выступает за снятие санкций против России и положительно относится к прокладке газопровода через Турцию и Грецию в Европу.
Досрочные выборы в греческий парламент — это не просто голосование за депутатов или партии, и даже не за будущее одной из европейских стран. Слишком многое здесь поставлено на карту. Потому и обычно активная явка избирателей сегодня просто зашкаливала, к некоторым участкам даже выстаивались очереди.
Людям в беднейших спальных кварталах Афин нечего больше терять. Они дошли до последней черты: не топят в квартирах зимой, не покупают новую одежду, ищут в магазинах самые дешевые продукты. Говорят, что правительство их обмануло: обещало, что берет долги на улучшение жизни, а теперь урезает пенсии и зарплаты, потому что этого требуют кредиторы от МВФ. После введения Россией продовольственного эмбарго в ответ на европейские санкции безработными стали еще тысячи фермеров. Потому предвыборным обещаниям правящей партии «Новая демократия» уже никто не верит.
На этом фоне заявления левых радикалов о том, что Греция не обязана отдавать никакие кредиты, прозвучали как самая востребованная предвыборная программа. Если Европа не спишет Греции долг, Афины выйдут из зоны евро, а потом и из Евросоюза, пообещал председатель главной оппозиционной партии Коалиция радикальных левых сил (СИРИЗА) Алексис Ципрас. И на этом его партия сразу заработала поддержку 25% населения.
И вот данные последних
Но остается главный вопрос — смогут ли они дойти до конца и выполнить все свои предвыборные обещания. Ведь парламентское большинство, согласно греческим законам, еще не дает им возможность сформировать свое правительство и назначить премьера. Так что и разговоры о выходе из ЕС, и об отмене антироссийских санкций вполне могут так и остаться я лишь программой.