Визит Владимира Путина в Турцию преподнес всей Европе невероятный сюрприз. Сначала неожиданное подписание меморандума о взаимопонимании между «Газпромом» и турецким концерном «Боташ», а затем сенсационное объявление: Россия отказывается от «Южного потока».
Глава «Газпрома» Алексей Миллер объяснил: Россия будет поставлять в Турцию по дну Чёрного моря 63 млрд кубометров газа: 14 млрд — для внутреннего потребления, остальные почти 50 млрд — на границу Турции и Греции. Параллельно увеличится мощность уже работающего «Голубого потока» с 16 до 19 млрд кубов. Таким образом, по объемам потребления газа Турция превращается в ключевого партнера.
Помимо этого, Россия предложила Турции
Сразу же после того как сенсационная новость об отказе России от строительства «Южного потока» попала на ленты информационных агентств, в Европе стали подсчитывать возможные убытки.
Потенциальные потери только Болгарии эксперты оценивают в 400 миллионов евро в год. Упущенная выгода Сербии, Венгрии, Австрии, Италии и Словении еще подсчитывается, но это тоже сотни миллионов. Уже сейчас точные цифры потерь могут назвать западные компании, участвовавшие в проекте. Немцы из Europipe теряют полмиллиарда евро. Японские консорциумы недосчитаются 320 миллионов евро. Итальянцы — миллиард с четвертью. В итоге, общие потери западных компаний составят не менее 2 млрд 820 млн евро.
В Европе разгорелся нешуточный скандал. Лидеры нескольких европейских стран тут же вспомнили, какое давление на них оказывал Брюссель, вставляя палки в колеса проекту. Как выкручивали руки американские сенаторы во главе с Джоном Маккейном. Венгерский премьер Виктор Орбан, которого Маккейн недавно назвал «неофашистским диктатором», напрямую обвинил Еврокомиссию в срыве строительства «Южного потока». При этом в Брюсселе дали ясно понять, что на
Пикантности ситуации добавляет тот факт, что российский газ у болгар
Забавно, что на Украине поначалу даже не поняли, что произошло: на ложных радостях в Киеве чуть ли не денег собирались содрать с европейских партнеров на модернизацию своей газотранспортной системы: ее значение, мол, теперь многократно возрастает. До сих пор непонятно, дошла ли до Киева суровая реальность: после того, что случилось в Анкаре, Украина может стать транзитером пустоты.
Достигнутым соглашением Россия, с одной стороны, исключила Украину из транзита, а с другой — все же нашла путь доставки российского газа до южной границы Евросоюза. Раньше мы поставляли газ конечному потребителю, теперь же только до границы ЕС. Дальше — уже не наши проблемы.
Таким образом, Россия избавилась еще от одного рычага давления со стороны Евросоюза, а Турция превратилась в регионального энергетического лидера и крупнейшего продавца газа.
За всей этой громкой историей с отказом от проекта «Южный поток» практически незамеченными оказались другие договоренности между Россией и Турцией. Путин и Эрдоган заявили о намерении к 2020 году увеличить товарооборот до 100 миллиардов долларов. Плюс к этому, энергетическое сотрудничество не ограничится одним только газом. Россияне построят в Турции еще и атомную станцию. А если учесть, что Москва и Анкара играют не последние роли в ближневосточной политике, то становится понятно: на этой неделе в Анкаре родился новый стратегический союз.
Подробнее о том, с чего начиналась история «Южного потока», обо что споткнулась, и что из всего этого вышло — материал корреспондента НТВ Сергей Холошевского.