Страны Европы теперь можно называть «единым фронтом». 27 государств подписали Договор о реформах, который вскоре будет основным законом европейского сообщества. В документе прописано, что у ЕС появится и президент.
Страны Европы теперь можно называть «единым фронтом». 27 государств подписали Договор о реформах, который вскоре будет основным законом европейского сообщества. В документе прописано, что вскоре у ЕС появится президент — фигура сравнимая по уровню влияния с президентом Соединенных Штатов.
Но Конституцией этот основной закон так и не стал. Проект документа, с трудом согласованный два года назад, провалился на референдумах во Франции и Нидерландах. Новый договор во всенародном одобрении не нуждается: из него изъяты пункты, на которых споткнулась Конституция. И которые делали Европу единым государством с флагом, гербом и жесткой системой принятия решений.
Специальный корреспондент НТВ Александр Яковенко передает из Португалии.
Единая Европа вновь объединилась — так в Португалии называют сегодняшнее подписание документа, пришедшего на смену европейской Конституции. Тогда это казалось политическим крахом Евросодружества. Поэтому сегодняшнее примирение проходит в обстановке максимальной торжественности.
Детский хор исполнил неофициальный гимн Евросоюза. Об официальных европейских символах речи пока не идет. По аналогии с Римским договором полувековой давности, который стал основой для объединения Европы, новый документ получил название Лиссабонского договора.
Представители 27 стран собрались в стенах старого монастыря на церемонию подписания. В ней были важны и форма, и содержание.
Жозе Сократиш,
Теперь вместо председательства той или иной страны в Евросоюзе появится свой президент, а также верховный представитель по внешней политике, то есть министр иностранных дел.
Но мечта о сверхправительстве сбылась лишь отчасти. Для этого пошли на уступки недовольным странам: Болгарии разрешили писать в документах слово «евро» кириллицей, Италии добавили голос в Европарламенте. А по требованию Польши сохранили возможность для стран, оказавшихся при голосовании в меньшинстве, блокировать спорные решения ЕС.
Жозе Мануэл Баррозу, председатель Еврокомиссии: «На старом континенте родилась новая Европа. Впервые страны, разделенные
Юристы уже подсчитали, что Лиссабонский договор на 96% повторяет положения провалившейся Евроконституции. Нынешняя процедура подписания — это формальность после труднейших переговоров.
Наверное поэтому итальянский премьер прямо на сцене позволил себе отдохнуть, журналисты обсуждали высоту каблуков Николая Саркози, а он в этот момент рассказывал анекдоты президенту Еврокомиссии.
Лишь Ангела Меркель сохраняла невозмутимость. Но момент подписания усилиями звукорежиссеров и светотехников превратился в настоящее шоу.
Главной целью Конституции ЕС был переход от договорной модели к федеративной. Этого не произошло. Пока. Но сегодняшнее подписание — это все равно выход из тупика. Ведь в коммунальной квартире под названием «Евросоюз», какими бы ни были соседи, рано или поздно им бы все равно пришлось договариваться.
Лучше это сделать сейчас, а главное,