Воспитанники советской научной школы Алексей Старобинский и Андрей Линде стали лауреатами престижной премии Кавли в области астрофизики. Им удалось понять нереальное как возникла Вселенная. За это они и их американский коллега Алан Гут получили миллион долларов.
За одну премию Кавли не жалко всех «Оскаров» и прочих статуэток. Любые достижения актеров меркнут по сравнению с тем, что удалось российским ученым — понять процессы, происходившие в первые мгновения Большого взрыва, 13 миллиардов лет назад на протяжении миллиардной же доли секунды. Озарение пришло 30 лет назад, когда США и Советский союз состязались не только в гонке вооружений, но и в научном соперничестве.
Хотя наука и не признает границ, награждение ученых с русскими именами уже не всегда триумф российской науки. Обладатели Нобелевской премии по физике Андрей Гейм и Константин Новосёлов работают в Манчестерском университете в Великобритании. Лауреат премий Пуанкаре и Филдса Максим Концевич представляет Институт высших научных исследований в Париже. Уехал работать в Швецию и гений математики Григорий Перельман, которого большинство знают как «того чудака, что от миллиона отказался». И многие, многие другие. Теперь среди лауреатов и Андрей Линде, профессор Стэнфордского университета, чье открытие — родом из СССР.
Тридцать лет назад ответ на вопрос, какой стране гордиться открытием, был однозначным. Сейчас это задача со многими неизвестными.
Подробности — в репортаже «Анатомии дня».