Украинские мужчины после объявления третьей волны мобилизации стоят перед выбором: либо идти воевать, как они говорят, и фактически становиться пушечным мясом, либо скрываться, но в этом случае их дальнейшая жизнь будет проходить в тюрьме, куда киевские власти собираются отправлять несговорчивых мужчин по статье о дезертирстве.
Несмотря на то, что власти рапортуют об успешном наборе резервистов, людей очевидно не хватает. Как передает корреспондент НТВ Виталий Калугин, не стихает и волна протестов: женщины готовы блокировать военкоматы, но сохранить жизни своим мужьям и сыновьям.
В Днепропетровске похоронили
Анатолий, однополчанин. «Пока была тишина, он стоял под домом, начал передвигаться, как вдруг начался обстрел из миномета „Василёк“. Взрыв прогремел у него под ногами».
На Украине объявлена уже третья по счету волна всеобщей мобилизации. На службу должны явиться все, кто уклонялся от армии ранее. На
К поиску призывников подключили силовые структуры — милицию и прокуратуру. Лицам мужского пола угрожают уголовной ответственностью.
Руслан Бортник, политолог. «Статья 306 УК Украины предполагает, что уклонистов от мобилизации ждет наказание от двух до пяти лет тюрьмы».
По местным телеканалам с утра до вечера показывают ролики про армию, но не патриотические, как следовало бы ожидать, а видеоинструкции с цитатами из социальных сетей.
Но даже если призывник добровольно приходит в военкомат, прояснить свою судьбу ему все равно не удастся — компетентных сотрудников мало. Молодые парни сутками ожидают возле кабинетов, пытаясь выяснить, куда и на какой срок их могут отправить.
Дмитрий Оксенюк, военный комиссар Ровненской области: «Есть проблема с финансовым обеспечением и с обмундированием. За два года утрачена база данных, приходится формировать заново».
По городам и поселкам прокатилась волна протестов. Дети, жены и матери сказали власти твердое «нет». Во многих семьях мужчина — единственный кормилец. В городе Марганец Днепропетровской области женщины окружили чиновника, ответственного за призыв.
Виктор Евдокименко, главный специалист по оборонной работе Марганецкого горсовета: «Вместо того чтобы оказать
Местная жительница: «У меня вопрос: куда забирают наших детей? Военного положения нет!»
В Борисполе Киевской области ребята прячутся по чердакам и подвалам. Их матери готовы на многое, но сыновей отдавать не хотят.
Местная жительница: «А я своего сына не пущу. Дезертир? Пусть дезертир. Я ему передачи буду носить в тюрьму».
Из неудач во время предыдущих мобилизаций власти не сделали никаких выводов, говорит советник президента, бывший министр МВД Юрий Луценко. Для призыва в армию нужна система, а на Украине ее нет.
Юрий Луценко, советник президента Украины: «Набирали бессистемно, набирали людей с тремя детьми, забирали студентов, которые еще не сдали экзамены».
Первую волну мобилизации на Украине встретили с пониманием, вторую — с раздражением, третью — с ненавистью. Если раньше в военкоматах еще
Из обращения к президенту Украины: «Мы, граждане Украины, жители села Вознесенка, настаиваем на мирном решении. Мы против войны, против военных действий, против тоталитарной мобилизации».
То, что войну необходимо прекратить как можно скорее, понимают все. Для обычного украинца боевые действия бессмысленны: агрессора нет, на страну никто не нападает.
В Одессе за один день трижды сообщали о бомбе в военкомате. В Харькове здание военкомата попытались взорвать. К счастью, обошлось без жертв. В городе Марганец повестки пришли всем мужчинам, в том числе и многодетным. Жены от отчаяния перекрыли автомагистраль.
Ирина Рогозина, местная жительница: «Пусть режут, убивают, что хотят пусть делают, я его не отпущу на войну».
Дети тоже простят не забирать на войну их отцов.