Сегодня мировые цены на нефть обновили девятимесячный максимум. Таковы первые экономические последствия конфликта в Ираке. Что касается политических, то вслед за самолетами-разведчиками Барак Обама отправляет в Багдад американских военных советников.
Внеплановое выступление Барака Обамы, посвященное всплеску терроризма в Ираке, несомненно, имеет важное значение. И дело не в том, что наземной операции США там не будет — ограничатся отправкой 300 военных советников в Багдад и, возможно, бомбежками. Интерес вызвали высказывания американского президента про Иран. В нем администрация Обамы теперь видит потенциального союзника для наведения порядка в регионе — с оговорками, конечно.
Барак Обама, президент США: «Мы считаем, что Иран может сыграть конструктивную роль, если постарается донести до иракцев ту же мысль, что и мы, что страна уцелеет, только если объединится. Если будут в равной степени учитываться интересы суннитов, шиитов и курдов. Если Иран со своей армией окажется на стороне шиитов, будет только хуже. Но окончательное решение в том, звать на помощь или нет, должны принять, конечно, сами иракцы».
Нынешний иракский премьер, как и многие во властных структурах, шиит и скорее за вмешательство Ирана, где, как известно, тоже правят шииты. Сунниты, которые при режиме Саддама жили вольготно, а теперь подвергаются притеснениями, резко против.
Шейн Али ХатемНа этой волне часть суннитов даже поддержала вторжение исламистов в Ирак. Что же касается Ирана, то он в силу исторических и геополитических предпосылок имеет свои виды на Ирак и не скрывает этого. И ситуация с разгулом терроризма у соседа ему только на руку.
Хасан Роухани, президент Ирана: «Что касается усыпальниц шиитских имамов в Кербеле, Самари и Энаджефе, мы предупреждаем террористов и их приспешников: великий иранский народ сделает все, чтобы защитить свои святыни».
Под предлогом защиты святынь Иран легко может оккупировать Ирак и покончить с суннитскими фанатиками, а в качестве бонуса аннексировать эту территорию. Последняя часть сценария идет вразрез с интересами Вашингтона, но на первых порах он может закрыть на это глаза. США активно пытаются разрешить ядерную проблему с Ираном, на кону стоит отмена международных санкций против исламской республики, и эта договоренность почти достигнута.
Мадлен Олбрайт, бывший госсекретарь США: «Вашингтон ведет с Тегераном переговоры, которые, возможно, закончатся подписанием договора об экспорте нефти в Соединенные Штаты. Иран может экспортировать нефть, а США могут изменить свой взгляд на экспорт этой нефти».
Но надо торопиться: в Америке осенью пройдут промежуточные выборы в Конгресс, на которых победу предрекают республиканцам, а они с Тегераном не будут заигрывать, как демократ Обама, и почти наверняка сорвут сделку.
Будет ли заключен тактический союз между Вашингтоном и Тегераном, разбирался Евгений Зубков. Репортаж НТВ.