Поединок на Черной речке, изменивший ход русской культуры, это один из самых мифологизированных эпизодов русской истории.
Поединок на Черной речке, изменивший ход русской культуры, — это один из самых мифологизированных эпизодов русской истории. Ровно 170 лет назад был смертельно ранен Александр Пушкин.
Искал ли он смерти, был ли Дантес одет в кольчугу, случайным ли был их конфликт? И главное — могла ли дуэль закончится
Тут так и просится цитата из Довлатова — о маленьком гении, в котором уживались Бог и Дьявол, который высоко парил, но стал жертвой обыкновенного чувства. Который создавал шедевры, а погиб героем второстепенной беллетристики, дав Булгарину законный повод написать: «Великий был человек, а пропал, как заяц…».
Репортаж корреспондента НТВ Валерия Драгилева.
Сейчас в том доме на Невском — знаменитое литературное кафе, до этого был канцелярский магазин. Но стилизованная под старину вывеска — дань пушкинскому времени.
Именно в кондитерской Вольфа и Беранже около трех часов дня ровно 170 лет назад поэт встретился со своим секундантом и отправился на смертельную дуэль, обстоятельства которой породили столько загадок и легенд.
Сегодня ученые опровергают многие из них. Одна из главных — Пушкин сам иискал смерти.
Галина Седова, заведующая мемориальным
„Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной“.
Все последние месяцы жизни он идет не к смерти, а к жизни, причем насыщенной полноценной творческой жизни».
Галина Седова к юбилею трагической даты выпустила книгу «Исследования последних месяцев жизни Пушкина». Портрет виконта д’Аршиака, секунданта Дантеса — еще ее одно маленькое историческое открытие. Считалось, что его изображения нет.
Место дуэли — огороды за Черной речкой. В 1937 году здесь поставили обелиск. За несколько лет до этого советские ученые как по команде стали находить в смерти поэта следы политического заговора.
Фильм «Поэт и царь» снимался примерно в те годы, когда рождалась версия о политической расправе и о едва ли не личном участии царя в смерти Пушкина. Позже стали обсуждать, а не волочился ли Дантес за Натальей Николаевной в провокационных целях.
Вадим Старк, ученый секретарь пушкинской Комиссии РАН: «Все предположения о различных заговорах — это бред, конечно. Пушкин писал о царе и о как благородном человеке, хотя мог сказать, что в нашем царе слишком много и от прапорщика, немного от Петра Великого. Но все равно царь оставался primus inter pares — „первым дворянином“, заботящимся о своих подданных».
В разные годы говорили, что у Дантеса была кольчуга, что Пушкину не досыпали в пистолет пороха. Позже появилась и вовсе экзотическая версия о снайпере в кустах. Но все, видимо, было куда проще.
От одного камня до другого на месте дуэли — расстояние в десять шагов, так по договоренности стрелялись Пушкин с Дантесом. Выражаясь языком военных, дистанция убойная, можно сказать, здесь проще попасть, чем не попасть.
Именно этим в первую очередь объясняется тот факт, что даже смертельно раненный Пушкин смог точно выстрелить в своего врага. Но стрелялись они не из военных, а из дуэльных пистолетов, убойная сила которых намного ниже.
Именно поэтому пуля, попавшая в поэта, не прошла на вылет, а Дантес смог защитить грудь, просто подняв руку. Пуля срикошетила от пуговицы и не причинила ему больше никакого вреда.
Условия дуэли были зафиксированы письменно, но существовал еще негласный дуэльный кодекс, и надеть кольчугу было просто опасно.
Вадим Старк, ученый секретарь пушкинской Комиссии РАН: «Формально должны бы осмотреть противника. Если обнаружилась бы неположенная защита, то его должны были принудить застрелиться. Если отказывается, то это делают секунданты».
Это была личная любовная драма, которая развивалась по законам того века. Об этом сегодня, пожалуй, не спорят. Но анонимный пасквиль на имя Пушкина, который привел к дуэли, так и остается главной загадкой.
«Пушкин избран историографом ордена рогоносцев и заместителем магистра ордена господина Нарышкина». Это намек на не существовавшую связь супруги поэта с царем. Пушкин был уверен, это дело рук барона Геккерена, или его «так называемого сына» — весь свет знал о том, что барон и Дантес любовники.
Но доподлинно не современники поэта, ни современные ученые автора пасквиля так и не смогли установить.