Севастопольский вальс

Фильм

О фильме

На НТВ — документальный фильм тележурналиста Елизаветы Листовой о Севастополе 1941- 42 гг., периода второй обороны города. Фильм не столько о войне, сколько о жизни в войне. Эти дни называют «обороной», но по сути, это настоящая блокада: Севастополь заперт с суши, море под контролем с воздуха, хозяйничает вражеская авиация.

Не военные, но жители города в центре внимания этой картины. Как повседневность превращается в искусство? Что такое приготовить обед под бомбами? Как стирать, если нет мыла? Елизавета Листова варит мыло по военному рецепту и стирает, как стирали в 41-м в Севастополе. Жители Севастополя делятся рецептом «каши без воды», который тоже проверяется на практике.

Что такое жизнь под непрерывной бомбежкой, какая бомба опасна, какая нет? Бомбоубежища Севастополя — город под землей. В Севастополе их называют «штольнями» — это вековые каменные выработки, из которых сложен город. Лабиринт огромных километровых коридоров в скалах. О штольнях военной поры ходят легенды: для нужд фронта там работали предприятия, делали гранаты, минометы и мины, шили обмундирование бойцам. Там был арсенал, там развернули колоссальный госпиталь — современники называли его «медицинским центром», — там были школа, детский сад, там были «квартиры» и подземные улицы с названиями. Но с самой войны никто воочию не видел этих штолен — там располагаются секретные военные объекты. Члены съемочной группы фильма «Севастопольский вальс» оказались первыми из гражданских лиц, допущенных туда.

Конец второй обороны ознаменовался страшной трагедией — часть штолен, где располагался арсенал, была взорвана отходящими советскими войсками, чтобы не оставлять боезапас противнику. Огромный участок скалы превратился в каменное месиво. Количество погибших и пострадавших от сильнейшей взрывной волны никогда не будет установлено. С тех пор и почти до наших дней в тех руинах отважились бывать только мародеры. Сейчас, спустя семьдесят лет, работы по разминированию ведет МЧС.

Путешествие в эпицентр колоссального взрыва, где почти ничего не изменилось с войны, — из тех, которое журналисты предпринимают впервые с военных времен.

Елизавета Листова, автор фильма: «Для меня это несколько личный фильм. Я не родилась и не жила в Севастополе, но выросла с этим именем. Мой прадед очень много рассказывал мне об этом городе. Он тоже не родился и не жил там, но он написал песню „Севастопольский вальс“ — он композитор Константин Листов. Из его рассказов я с возрастом поняла, почему он написал именно такую музыку — шикарную, как бальное платье Золушки, снаружи, и надрывную, как рваная рана, внутри. Мелодия возникала из его военных командировок — с баяном, из рассказов его друзей-соавторов, о том, как севастопольские женщины ползли на передний край с баклажками для бойцов, — совсем воды не было в городе. О том, как устраивали в землянках домашний уют, потому что в этих землянках, бывало, жили их мужья, а они, жены, ходили к ним „на фронт“. Это были такие тихие домашние рассказы, без громыхания и придыхания. Видимо, эти впечатления о Севастополе, о его упорном достоинстве, о его особенной опрятности — и на улицах, и в отношениях, о только там возможном сочетании роскоши и строгости — эти впечатления и вылились во всем известный вальс. И ничем, кроме вальса, не могла получиться эта музыка у моего прадеда. В этом фильме мне оставалось только расшифровать его ноты».