О фильме
Документальный фильм Алексея Пивоварова и Ольги Беловой посвящен истории Пасхи и традициям, связанным с этим главным церковным праздником в России. Готовясь к съемкам, авторы фильма ознакомились с бесчисленным количеством исторических документов, дневников, побывали в монастырях, храмах, архивах, на сельских погостах в разных уголках нашей страны, поговорили со священниками, простыми верующими, учеными — очевидцами того, как в разное время менялось отношение к празднованию Пасхи в нашей стране.
Судьба православной Пасхи не проста и интересна. Как известно, дореволюционная Пасха была одним из главных праздников в городе и главным на селе. После же революции религиозные настроения сначала преследовались, потом высмеивались. Борьба с религией быстро стала кровавой: священников арестовывали и расстреливали, приходы разгоняли, а храмы один за другим превращали в амбары, мастерские и, в конце концов, в руины. Взамен старых большевики предложили новые праздники и ценности. Стояла задача не просто запретить праздник, а переучить празднующих. И очевидной альтернативой Пасхе стал Первомай — День международной солидарности трудящихся.
Из фильма «Красная Пасха» зрители узнают, например, как накануне Пасхи на улицах городов и деревень дежурили комсомольские патрули, от которых, словно в шпионских романах, нужно было отрываться поодиночке, как сельским батюшкам приходилось быть конспирологами — они до последнего момента скрывали, в чьем доме будет проходить праздничное богослужение…
Отдельная глава фильма посвящена празднованию Пасхи в годы Великой Отечественной войны. Антирелигиозная пропаганда в то время была практически свернута. И уже в апреле 1942 года в крупных городах страны было разрешено совершать Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами, а в Ленинграде в пасхальную ночь был отменен комендантский час, и многие верующие вместо куличей освящали куски блокадного хлеба…
Во времена Хрущёва закрытие и разрушение храмов возобновилось с новой силой, и нормально проводить пасхальную службу было невозможно. В 70-е партия и правительство, пытаясь отвлечь население от православного праздника, прибегали даже к чуждым западным ценностям. Так, например, по ЦТ в пасхальную ночь показывали музыкальное шоу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Программа пользовалась феноменальным успехом, но празднование Пасхи все-таки вытеснить не могла. Как постепенно советская власть стала закрывать глаза на почитание православных традиций, а Пасха стала праздником не столько религиозным, сколько весенним праздником пробуждения и среди неверующих?