О фильме
Брестская крепость, первой в июне 1941 года вставшая на пути фашистской молниеносной войны, является для всех нас символом героизма. Вспоминается репродукция классической картины Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости» и надпись на стене «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Самоотверженная оборона крепости и эта надпись — исторический факт.
Есть и другой факт — шокирующий. Подвиг защитников Брестской крепости мог бы так и остаться за пределами официальной советской истории, ведь почти все из тех немногих защитников, кто сумел уцелеть, попали в немецкий плен, а Сталин недвусмысленно говорил: «У нас нет пленных. Есть изменники родины».
Честное имя своими публикациями защитникам Брестской крепости уже после войны сумел вернуть один человек — писатель Сергей Смирнов, главный редактор «Литературной газеты». Он начал искать участников обороны вскоре после смерти Сталина, и нашел сотни человек. Кого-то в лагерях, кого-то на поселении, и всех без исключения — в полной безвестности и с позорным клеймом предателя. Многие не дожили до признания: чудом пережив ад июня 41-го и годы немецких концлагерей, они пали жертвой послевоенных репрессий на родине, в СССР.
Как случилось, что в июне 41-го, несмотря на многочисленные свидетельства готовящейся атаки, гарнизон крепости не был в боеготовности, а начальство из Москвы повторяло лишь «на провокации не поддаваться»? Почему защитники Брестской крепости опасались местного населения едва ли не больше, чем наступающих немцев? Как горстка солдат без боеприпасов, пищи, воды и связи с командованием продолжала так долго оказывать ожесточенное сопротивление немецкой военной машине — артиллерии, танкам, авиации и штурмовикам элитной австрийской дивизии? Почему они не сдавались? Все еще надеялись, что подойдут свои? Или, как объясняли немцы, считали, что в плену их ждет расстрел? Или хотели отомстить за погибших родных и друзей? Все это часть ответа, но было и нечто еще. Затасканное пропагандой, но на самом деле глубоко личное. Что заставляет умирать, но не сдаваться.
С помощью специальных компьютерных эффектов и современных кинотехнологий, документальная драма скрупулезно воссоздает поэпизодную картину обороны крепости, которую дополняют документальные свидетельства непосредственных участников событий. Воспоминания красноармейцев в кадре проживает Алексей Серебряков, а женщины Крепости, проявившие не меньше героизма, оживают в монологах Екатерины Гусевой. Дневники и донесения солдат и офицеров Германии читает немецкий актер Маркус Кунце. И для создания большей достоверности — Константин Смирнов в роли собственного отца, Сергея Смирнова. Его многолетние поиски не позволили подвигу «крепостных героев» исчезнуть из истории и именно благодаря ему Брестской крепости было по праву присвоено единственное в своем роде почетное звание — Крепость-герой.