Хождение по мукам 16+
Судьбы русской интеллигенции в переломный момент истории. Экранизация знаменитой трилогии Алексея Толстого
Назад к списку
Юлия Снигирь
Екатерина Смоковникова (Булавина)
Катя — старшая из сестер (разница между ней и Дашей — 5 лет). Ее образ Толстой списал со своей жены, Натальи Васильевны Крандиевской (1888–1963 гг.). В начале повествования у Кати есть муж — адвокат Николай Смоковников — и дом, который она превратила в богемный салон — «образец вкуса и новизны» с футуристическими картинами. Единственное, чего недостает их дому, — счастья. Когда близким становится известно о ее романе с поэтом Бессоновым, Кате удается обмануть мужа, но сестра уговаривает ее покаяться и во всем признаться. Семья разваливается, Николай Иванович в истерике уезжает в Крым, Катя — во Францию.
На родину ее возвращает Первая мировая война. Судьба воссоединяет ее с мужем и Дашей в Москве — обе работают сестрами милосердия в лазарете. Не подозревая, чем закончится это знакомство, Николай Иванович приводит в гости молодого капитана Вадима Рощина — тот сразу влюбляется в Катю, но не смеет разрушать ее брак. Спустя пару лет это сделает сама история: комиссара Временного правительства Смоковникова убивают разгневанные солдаты. Летом 1917 года, накануне Революции, Рощин признается Кате в любви.
С началом Гражданской войны Катя бежит вместе с примкнувшим к белым Вадимом в Ростов — и там ссорится с ним на идейной почве. Влюбленные расстаются, но все расставляет по местам ложное письмо о смерти Вадима: Катя в отчаянии. Пытаясь уехать из Ростова к знакомым в Екатеринослав, она попадает к махновцам.
От расправы анархистов ее спасла случайность: среди них был бывший вестовой Рощина, Алексей Красильников. Поначалу он оберегает Катю и спасает от гибели, но после превращает ее в свою пленницу — увозит в село Владимирское, избивает и вынуждает выйти за него замуж. С приходом красных Красильников сбегает с награбленными деньгами, а Катя остается работать учительницей. Пройдя через ужасы войны в одиночку, только вернувшись в Москву, на одном из собраний она узнает в одном из докладчиков своего Вадима — живого и
Юлия Снигирь о роли Кати Булавиной:
«Мне кажется, что касается Кати, то это история не только ее взросления, но и обретения себя, принятия себя и своей природы. Катя бежит от себя, пытается быть тем, кем она не является. Она убеждает себя в том, что увлекается современным искусством, тянется к модной творческой богеме и верит, что она среди них, как рыба в воде. Влюбляется в поэта, ненавидит приземленного мужа, стесняется своего отца и как будто бы даже мучается вопросами о смысле существования. Рощин тоже другой, не такой, как она, и он тоже именно этим привлекает ее. И только когда она наконец формулирует, что не согласна с его мироощущением, — вот тут начинается процесс ее обретения себя. Вот тогда она начинает взрослеть и меняться, и в конце истории — это совсем другая Катя».